11 августа 1921 года на страницах 176-го номера «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» был опубликован необычный документ. Он назывался «Наказ Совета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики», подписанный председателем СНК Владимиром Лениным.
Новая экономическая политика (НЭП) пришла на смену политики «военного коммунизма», которую проводило советское правительство в годы гражданской войны. Эта «старая» экономическая политика, с одной стороны, позволила большевикам одержать победу в гражданской войне, но, с другой стороны, именно она в 1921 году поставила Советскую Россию на грань нового этапа этой самой войны, плюс к тому вызвала голод в многих регионах. По стране буквально заполыхали крестьянские восстания, которые приходилось топить в крови, но это было не решение проблемы. При этом Россия в прямом смысле лежала в руинах. На оставшейся территории (были потеряны Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Западные Украина и Белоруссия, Бессарабия) проживало примерно 135 миллионов человек. Историки продолжают спорить о людских потерях (от восьми и до более 10 миллионов) войны, это без жертв голода 1921 года. Плюс к тому эмигрировало до двух миллионов россиян, среди которых было много инженеров, учёных, предпринимателей… Для восстановления страны требовались немалые средства.
И потому ещё 14 марта 1921 года на Х съезде РКП (б) было объявлено о переходе к НЭПу. Суть новой политики состояла в том, что для села продразвёрстка заменялась продналогом. Во время войны, когда надо было кормить армию, рабочих предприятий, поставлявших армии вооружение и обмундирование; железнодорожников и партийно-советских чиновников, при проведении продразвёрстки у крестьян зачастую изымались не только «излишки» зерна, а часто всё зерно подчистую, что в конце концов и обернулось страшной трагедией. Вводимый продналог позволял оставлять часть произведённой продукции крестьянам у себя, а часть легально реализовывать через рынки. В городах же возвращались рыночные отношения и частная собственность. Позже будет прямо сказано о том, что была проведена определённая реконструкция капитализма. Кроме того, допускалось привлечение иностранного капитала в форме концессий. А ещё намечалась денежная реформа, которая будет проведена в 1922-1924 годах, рубль станет конвертируемой валютой.
Понятно, что первой мерой стала замена продразвёрстки. Этому был посвящён декрет ВЦИК от 21 марта. Но НЭП предполагал, как указывалось, комплекс мер. А тут на местах шло его торможение. Бывшие красные командиры и бойцы, ставшие партийными, советскими и профсоюзными деятелями, с нескрываемой ненавистью смотрели на нэпманов.
«Необходимо, однако, констатировать, — говорилось в 1-м же пункте «Наказа», — что осуществление намеченных декретов в области непосредственной хозяйственной деятельности советских органов, проведение соответствующих декретов и усвоение широкой массой партийных и советских работников новых начал экономической политики совершается слишком медленно и не идёт тем темпом, которого требует тяжёлое положение народного хозяйства». И далее в 14 пунктах было расписано, кому и что надлежит делать. Последнее предложение «Наказа» озадачивало высшие органы власти, которые, как оказалось, всё ещё «раскачивались»: «…немедленно приступить к разработке инструкций, вытекающих из наказа».
К слову, все эти меры были тогда уже реализованы в Дальневосточной Республике (ДВР), более того — они были закреплены в Конституции ДВР.
НЭП позволил в кратчайшие сроки восстановить экономику страны, но в конце 1920-х годов был свёрнут.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: https://infourok.ru
«Читинское обозрение»
№33 (1673) // 11.08.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев