4 ноября православные люди по всему миру отмечают День Казанской иконы Божьей Матери.
А русский народ, как известно, в настоящее время один из самых разделённых народов мира. Потрясения ХХ века разметали его по всему свету. Первую большую волну эмигрантов составили те, кто проиграл гражданскую войну 1917-1922 годов. Вторую — те, кто оказался по разным причинам за пределами Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Третью, самую большую, составили, во-первых, жители 14 союзных республик СССР, в большинстве из которых после развала Советского Союза русские превратились в людей второго сорта, а то и вовсе в неграждан; во-вторых, те, кто в эти же «лихие» 90-е вынужден был бежать из страны.
И сегодня многих из них, а также их потомков, объединяет Русская Православная Церковь.
Это было связано с событиями смутного времени, с 1612 годом. В тот год воины народного ополчения во главе с купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским штурмом взяли Китай-город, а 22 октября освободили Москву от польских интервентов. Считается, что помощь им оказала как раз икона Казанской Божьей Матери. Через год на престол взошёл первый царь из Романовых — Михаил. А в 1649 году его сын царь Алексей Михайлович принял решение отмечать День Казанской иконы Божией Матери не только летом (что было связано со взятием Казани войсками Ивана Грозного), но и 22 октября (по новому стилю 4 ноября). И вплоть до 1917 года празднование этого дня было обязательным.
Именно с того времени, когда были изгнаны интервенты и преодолена внутренняя смута, Россия активно начала развиваться. Продолжилось и движение на Восток, начатое ещё при Иване Грозном. Русские землепроходцы год за годом приближались к Забайкалью и Дальнему Востоку, подводя под руку русского царя всё новые и новые народы.
Интересно, что в тот же период шло значительное перемещение населения в Байкальском регионе. Так, в первой половине того самого 17-го века, когда русские, утвердив своё государство, продолжили движение в Азию, сюда с юга двигались бурятские роды. Волна за волной они переходили по льду озеро Байкал и расселялись по обоим его берегам. А восемь родов хоринских бурят ушли в агинские степи.
С 2005 года 4 ноября в России отмечается и как государственный праздник — День народного единства. Годом ранее Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». Вскоре был подготовлен соответствующий законопроект и 27 декабря того же года он в третьем чтении был принят Государственной Думой. И 29 декабря президент России Владимир Путин подписал этот закон.
Этот праздник вместе с Днём Казанской иконы Божьей Матери стал наполняться абсолютно новым смыслом, демонстрируя разнообразие населяющих Россию народов, их культур, религий, и вместе с тем единство всех россиян.
Он стал своего рода антиподом разделявшего людей по политическим и социальным мотивам праздника 7 ноября. До 1996 года это был исключительно День Великой Октябрьской социалистической революции, а после в соответствии с Указом президента Бориса Ельцина День согласия и примирения. Однако тот праздник не прижился.
Ещё в прошлом году 4 ноября православные верующие по всей стране совершали крестные ходы и праздничные службы. В Чите это было особенно важно, так как наш кафедральный собор носит имя Казанской иконы Божьей Матери. В нынешнем году пандемия коронавируса изменила эти планы. Но эпидемии, даже такие масштабные, проходят. А традиции остаются. С праздником, земляки!
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: chitatravel.ru
«Читинское обозрение»
№45 (1633) // 04.11.2020 г.
0 комментариев