Главная / Авторы / Александр Баринов / Рождение тепловоза
Рождение тепловоза
5 августа 1924 года из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз.


5 августа 1924 года из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз.

Тепловоз — это, как говорится в энциклопедиях, автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель.

Разработкой тепловозов инженеры ряда европейских стран и США были заняты уже в первое десятилетие ХХ века. Для железных дорог требовались более мощные и менее зависимые по сравнению с паровозами локомотивы. В России, можно сказать, продвинулись дальше других, но помешала первая мировая война (1914-1918 гг.). С окончанием гражданской войны (1918-1920 гг.) уже в Советской России к этой проблеме вернулись вновь. С 1921 года в Технологическом институте в Петрограде по предложению профессора Якова Модестовича Гаккеля разрабатывался проект тепловоза с электрической передачей.

В январе 1922 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял решение о развитии тепловозостроения. Госплану республики было поручено разработать условия и порядок передачи проектов тепловозов для детальной заводской проработки и постройки на отечественных и зарубежных заводах. Требовалось быстро восстановить разрушенное во время войн народное хозяйство и страну, да и об индустриализации думали уже в тот период. Без железной дороги и её новых локомотивов решать эти задачи было сложно.

В создании тепловоза приняли участие Балтийский судостроительный завод, «Красный путиловец», «Электрик» и «Электросила». Дизель и генератор были взяты с английской подводной лодки. Тяговые электродвигатели, тележки и рама проектировались заново.

И вот проект Якова Геккеля был реализован. Правда, первую поездку тепловозу доверили осуществить лишь спустя три месяца — в день годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1924 года. В 1926 году Якову Модестовичу на систему управления тепловоза с электрической передачей было выдано авторское свидетельство.

Яков Геккель был, безусловно, выдающимся инженером. Достаточно сказать, что в дореволюционной России именно он руководил постройкой одной из первых гидроэлектростанций на Ленских золотых приисках, участвовал в создании трамвайного сообщения в Петербурге, сконструировал несколько самолётов на первом российском авиастроительном заводе, в том числе и первый гидросамолёт.

Родился Яков Геккель в 1874 году в Иркутске в семье военного инженера. Окончил Петербургский электротехнический институт. Работал в Сибири. Потом вернулся в Питер и стал преподавать в родном институте. С 1936 года и до конца жизни он преподавал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Яков Модестович пережил Великую Отечественную войну и умер в декабре 1945 года.

А тепловозы тем временем всё активнее и активнее работали на железных дорогах СССР. В 1961 году первый тепловоз серии ТЭЗ прошёл по главному ходу Забайкальской железной дороги. В 1966 году Забайкальская магистраль полностью перешла на тепловозную тягу.

И даже после того, как в 1994 года Забайкальская железная дорога была электрифицирована, и на главном ходе на смену тепловозам пришли электровозы, эти труженики остались на магистрали. На многих станциях именно тепловозы заняты проведением маневровой работы. Особенно много их на так называемом Южном ходе, железнодорожной ветке, когда-то соединявшей Забайкальскую дорогу с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), а ныне связующей магистрали России и Китая. Электрификация Южного хода всё ещё не завершена, а потому тут и работают тепловозы.

К слову сказать, по сей день тепловозы трудятся и на многих железных дорогах мира, и не только в Азии, Африке и Южной Америке, но и в Европе и США.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 

 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№32 (1620) // 05.08.2020 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net