11 июля наша соседка Монголия начнёт отмечать Наадам (Национальный День), который раньше отмечался как День народной революции 1921 года. Празднование будет продолжаться пять дней.
По сути дела – это третий День независимости страны. Первый связан с событиями 1911 года. В Китае бушевала Синьхайская революция, династия Цин доживала последние дни своего правления. 1 декабря 1911 года Временное правительство Халхи издало манифест за подписью буддийского лидера Монголии Богдо-гэгэна VIII о независимости страны от Поднебесной империи. 29 декабря Богдо-гэгэн был возведён в Богдо-ханы («Многими возведённый») и стал теократическим правителем независимой Монголии.
Новое государство поддержала Российская империя, правда, при этом она выступала за то, чтобы Монголия, приобретя автономию, оставалась частью Китая. Вместе с тем, военные советники помогли создать 20-тысячную монгольскую армию. Среди них был молодой хорунжий 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска Григорий Семёнов. Считается, что именно он перевёл на монгольский язык «Устав кавалерийской службы русской армии». 25 мая 1915 года трёхсторонний (Россия, Китай и Монголия) Кяхтинский договор закрепил автономию Монголии в составе Китая.
Но уже летом 1918-го года китайцы, воспользовавшиеся смутой в России, ввели в Ургу свой батальон. В 1919-м, обеспокоенные планами атамана Семёнова, соратники которого заговорили тогда о создании панмонгольского государства от Дальнего Востока до Калмыкии, ввели в Монголию уже целый корпус. Правитель Монголии был посажен под домашний арест, Кяхтинский договор – расторгнут, монгольское правительство – распущено, а армия – разоружена и расформирована.
Тут в дело и вмешался барон Роман фон Унгерн. 4 февраля 1921 года его дивизия, ушедшая из Забайкалья, где установилась власть Дальневосточной республики, выбила китайцев из столицы Монголии. Ему удалось вызволить из китайского плена Богдо-гэгэна VIII. В Урге была проведена церемония восстановления монгольской автономии и повторное возведение Богдо-гэгэна на трон. Барону был пожалован особый титул хана, а многие его командиры получили титул князя. Монголия вновь обрела независимость, уже во второй раз. Сегодня в музее истории Монголии в Улан-Баторе выставлен сапог почитаемого монголами барона фон Унгерна. А в сомоне Баянхангай Центрального аймака этой страны (в 106 километрах от Улан-Батора) в ноябре 2015 года был открыт музей барона.
Интересно, что в те же февральские дни (10 февраля 1921 года) на пленарной сессии Коминтерна в Иркутске была принята специальная резолюция о «помощи в борьбе монгольского народа за свободу и независимость деньгами, оружием и военными инструкторами».
1-3 марта в Кяхте на территории ДВР прошёл I съезд Монгольской народной партии. Через некоторое время сформированная здесь же в ДВР монгольская народная армия, которую возглавил Сухэ-Батор, перешла границу и заняла находящийся напротив Кяхты Маймачен. 21 мая барон начал свой последний поход, перейдя границу ДВР. Но уже в августе его войска были разгромлены, а сам он 20 августа арестован.
В это же время в июле советские и монгольские войска вошли в оставленную унгеровцами столицу Монголии и 11 июля объявили о создании Народного правительства. И хотя с этого времени Монголия попала в сферу влияния Советской России (позже СССР), она стала полностью независимым государством. С китайской автономией было покончено. Страна была объявлена ограниченной монархией, во главе которой до своей смерти в 1924 году оставался Богдо-гэгэн VIII. А 11 июля стало официальным праздником – Днём независимости, отмечаемым по настоящее время.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№28 (1512) // 11.07.2018 г.
0 комментариев