13 июня (31 мая по ст. ст.) 1917 года в Петроград прибыла огромная группа дипломатов и различных специалистов из США.
Только в апреле 1917 года эта страна наконец-то вступила в первую мировую войну на стороне Антанты. В тот же месяц из США отправился на Родину и будущий вождь Октябрьской революции Лев Бронштейн (Троцкий) и большая группа его соратников. Официально новые союзники прибыли в Россию оказать «содействие укреплению Временного правительства и улучшению морального состояния народа и армии». Фактически речь шла о тотальном контроле США над ситуацией в России и её главных магистралях, в первую очередь на Транссибирской.
Десант состоял из двух частей: дипломатической и технической. Первую, направленную президентом США Вудро Вильсоном, возглавлял 72-летний сенатор Элиу Рут. В Штатах это был известный политик. При двух президентах он был военным министром, а потом несколько лет занимал должность госсекретаря. Он проповедовал политику «открытых дверей» для стран Дальневосточного региона. В 1912 году стал лауреатом Нобелевской премии мира. На родине его назвали «адвокатом монополий» и считали архиреакционным. В тот период он являлся лидером правого крыла республиканской партии. Как пишет современный историк Анатолий Уткин, выбор кандидатуры Элиу Рута на эту роль «можно объяснить лишь упорным желанием президента Вильсона противопоставить русскому социализму американский здравый смысл (как он его понимал), а не взгляды неких благодушных братьев по классу».
В миссию входили деятели различных политических взглядов, получивших от президента США статус чрезвычайных посланников. Вице-президент Американской федерации труда Джеймс Дункамн. «Умеренный социалист» и журналист Чарльз Рассел. Нью-йоркский банкир Самуил Бертрон, бывший представителем Якова Шиффа. Того самого Шиффа, что предоставил Троцкому пароход с оружием и 20 миллионов долларов на дальнейшее развитие революции. Генерал Хью Скотт и адмирал Джеймс Гленнон, президент компании International Harvester Сайрус Маккормик и один из руководителей «Христианской ассоциации молодых людей» Джон Мотт. Помимо девяти чрезвычайных посланников миссия Рута имела обширный штат сотрудников – 18 помощников, секретарей. Гостеприимное Временное правительство поселило заокеанских визитёров в апартаментах Зимнего дворца.
Вторая группа американских специалистов, советников для Временного правительства, прибыла в Петроград в тот же день. Это была американская железнодорожная техническая миссия. Её возглавлял получивший от Вудро Вильсона статус чрезвычайного посланника железнодорожный инженер, разбогатевший на строительстве Панамского канала, Джон Стивенс. В состав этой миссии входили инженеры Генри Миллер, Джон Грейнер, Г. Гибс и майор Уошборн, связанный с американским железнодорожным магнатом Гарриманом.
Некоторые современные российские исследователи убеждены, что «флагом «технической помощи» американцы прикрывали далеко идущие цели. Они убеждены, что государственный департамент США в то время считал, что подчинение Дальнего Востока и Сибири следует начинать с захвата Транссибирской магистрали. Глава дипломатической миссии Элиу Рут называл железнодорожную проблему в России «самой важной».
Осенью 1917 года (незадолго до Октябрьской революции) Джон Стивенс стал официальным советником министра путей сообщения Временного правительства. Тогда же ему удалось добиться приглашения в Россию 340 американских инженеров-экспертов. 290 из них оказались офицерами американской армии. Они были разбиты на 20 подразделений, каждое из которых состояло из диспетчеров, механиков, мастеров во главе с начальником в чине капитана. Расположиться они должны были на узловых станциях. Десять таких подразделений должны были разместиться между Владивостоком и Омском (включая Читу), восемь – между Омском и Москвой, два – между Москвой и Петроградом. Интересно, что после Октябрьской революции никто из американских специалистов не пострадал, а спокойно добрался до Штатов. Тот же Стивенс успел поработать на Транссибе и КВЖД и с адмиралом Колчаком, и с генералом Хорватом.
На протяжении шести недель гости из США изучали ситуацию в стране, двух столицах, на фронте и во флоте. Вывод был неутешительный. Озвучил его глава миссии: «Мы нашли здесь обучающийся свободе класс детей в 170 миллионов человек; они нуждаются в игрушках из детского сада; они искренние, добрые, хорошие люди, но они в смятении и захвачены событиями».
Разочаровавшись в лидерах Временного правительства, американцы сделали ставку на другие силы, в том числе на Льва Троцкого. Но, как показали последующие события, вновь ошиблись. Пришлось прибегать к открытой интервенции, но и она провалилась. «Класс детей» сумел показать заокеанским друзьям «Кузькину мать».
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№24 (1508) // 13.06.2018 г.
0 комментариев