6 июня 1922 года декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР было создано ведомство, которому предстояло отвечать за организацию печати и литературы по всей стране, – Главлит (главное управление по делам литературы и издательств).
В дореволюционно-самодержавной России цензура печати и литературы тоже была и резко осуждалась революционерами всех мастей. Но вот революционеры, точнее одни из самых радикальных – большевики – одержали победу. И… цензура стала такой, что царскому правительству и не снилась.
В 1933 году статус этого ведомства вырос. Оно стало именоваться Управление уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по охране военных и государственных тайн в печати. Именно это ведомство могло легко отправить в лагеря и любого журналиста и писателя (и всех причастных к СМИ и литературному труду) как врагов народа.
В 1946 году ведомство вновь переименовали, затем изменения и реорганизации следовали в 1953, в 1963, в 1966 и в 1990 годах. Ясно, что на эти изменения влияли перемены на вершине власти в стране и в партии.
Последним названием этой организации было «Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Министерстве информации и печати СССР». Под этой вывеской главный цензорский комитет просуществовал с июля по октябрь 1991 года.
Уже в декрете 1922 года были сформулированы принципы советской цензуры. Категорически запрещались:
— агитация против советской власти;
— разглашение военной тайны;
— возбуждение общественного мнения путём сообщения ложных сведений;
— возбуждение националистического и религиозного фанатизма;
— информация, носящая порнографический характер.
Уже в 1925 году (вскоре после смерти Владимира Ленина) Главлит под грифом «Совершенно секретно» выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР». Это документ имел 16 страниц, на которых было описано 96 тайн. Год за годом появлялись новые циркуляры. И в 1936 году перечень тайн насчитывал уже 372, а в 1937 году к ним прибавилось сразу 300 новых гостайн…
Интересную периодизацию истории советской цензуры предложила Мария Кириленко, автор книги «Цензура и пресса. Записки редактора по охране государственных тайн в печати», изданной в Чите в 2007 году.
Она выделила пять периодов:
1917-1919 гг. – период «комиссародержавия» (первые декреты о печати, институт комиссаров печати, военная цензура «красной» и «белой» прессы);
1919-1922 гг. – Госиздат как основной центр цензуры (попытка централизовать цензуру в общегосударственном масштабе);
1922-1927 гг. – период цензуры Главлита, ставшего новым государственным учреждением цензуры (переход Главлита в подчинение партийным структурам);
1928-1980 гг. – период полного господства партийной цензуры;
90-е годы – цензура с её неопределённым характером.
Год от года росли и ширились ряды работников советской цензуры. Если в 1927 году в центральном аппарате Главлита трудилось 86 сотрудников, то к 1939 году их численность достигла уже более 6 тысяч человек.
В послевоенный и даже в послесталинский период органы цензуры продолжали «стоять на страже». Только в 1958 году, когда в разгаре была «хрущёвская оттепель», сотрудниками Главлита было проштудировано 1,6 миллионов контрольных изданий (номеров газет и журналов, книг и брошюр) общим тиражом 24 миллиона экземпляров. Ещё 6 миллионов экземпляров, «содержащих антисоветские и антисоциалистические материалы» были направлены в библиотечные закрытые спецфонды. В тот же год по указанию цензоров были уничтожены более 250 тысяч экземпляров «иностранных сугубо враждебных изданий, засланных в СССР».
Современные исследователи пишут, что в кругах советских диссидентов эту организацию часто иронично называли «Министерством правды», подразумевая, что именно она правду-то и искажает. Мария Кириленко не согласна с этой точкой зрения: «Подбирались кадры по идейным убеждениям. Но со временем для работы в цензурные органы райкомами, горкомами партии направлялись всесторонне подготовленные, образованные коммунисты с безупречной характеристикой».
Как бы то ни было, одно ясно точно: представить историю СССР без цензуры действительно невозможно.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№22 (1506) // 30.05.2018 г.
0 комментариев