31 января 1714 года царь Всея Руси Пётр I распорядился перевезти все свои личные коллекции диковинок из Москвы в Петербург и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке. Названо оно было по-немецки kunstkammer (поначалу произносили Куншткамера), что в переводе означало «кабинет редкостей» или «палата искусств».
Любознательного Петра Алексеевича всегда привлекали удивительные, таинственные явления: телёнок с двумя головами, трёхногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло. Из разных концов страны поступали всё новые находки: редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты.
Так Петром Великим было положено начало русскому музейному делу. Сегодня этот старейший отечественный музей носит название «Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого Российской Академии Наук».
В 1717 году по велению царя в Голландии была куплена коллекция «монстров» – заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии, которой он любил пугать своих гостей, впервые оказавшихся в Кунсткамере. В 1719 году «кабинет редкостей» был открыт для публики. «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились!» – говорил Пётр I. Его указ гласил: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Царь отверг предложение о входной плате. Более того, он велел каждому при посещении выдавать угощение – чашку кофе или рюмку водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.
Царь велел искать и присылать всякие редкостные и удивительные вещи со всей страны. Желающие угодить ему провинциальные администраторы не жалели денег на приобретение у населения разных предметов. Ну, а население тоже начало стараться для получения «лёгких деньжат». Тогда в Сибири родилась «бугровщина», когда стали вскрываться и грабиться старинные захоронения («бугры»), в которых прежде всего искали золотые изделия. Этот грабёж «ради науки» нанёс науке огромнейший вред.
В 1715 году Пётр I положил начало сибирской золотой коллекции. В тот год Пётр Алексеевич получил первую посылку от сибирского губернатора. «Из ранней группы изделий наибольшую известность получила забайкальская поясная пластина, которая много раз была воспроизведена, но специально не изучена», – написала о ней сотрудница Эрмитажа Мария Завитухина. Благодаря её статье «Золотая пластина из Забайкалья в Сибирской коллекции Петра I», опубликованной в 1998 году, научный глава проекта «Энциклопедия Забайкалья», профессор Михаил Константинов впервые поместил статью об этой золотой платине в том «Археология», изданный в 2011 году.
Постепенно коллекции стало тесно в покоях Летнего дворца, поэтому в 1718-1719 годы её перевезли в Кикины палаты (каменный дом вельможи Александра Кикина). Хозяин палат был осуждён по делу царевича Алексея и в 1718 году казнён. И на следующий год для Кунсткамеры было начато строительство специального здания. Кроме музея здесь планировалось разместить анатомический театр и библиотеку. Основу библиотеки составили частные книжные коллекции, в том числе и книги, принадлежавшие Петру Великому. В 1724 году по указу императора Петра I была основана Академия наук, также расположившаяся через некоторое время в залах Кунсткамеры. Торжественное открытие Кунсткамеры в новом помещении состоялось 25 ноября 1728 года (здание было готово лишь «в чернее»). Полностью оно было завершено только в 1734 году.
Большой урон музею был нанесён пожаром 1747 года, когда фактически были потеряны все этнографические коллекции. Для восстановления коллекций и ремонта здания потребовались годы, и Кунсткамера была вновь открыта лишь в 1766 году. А сгоревший купол башни Кунсткамеры после пожара не был реконструирован, его восстановили лишь в 1948 году во время реставрации здания.
В 30-е годы 19-го века на основе богатейших коллекций Кунсткамеры было создано семь (!) специальных музеев, два из них (Этнографический и Анатомический) были объединены в Музей Этнографии и Антропологии им. Петра Великого.
В настоящее время главный отечественный «кабинет редкостей» насчитывает в своих фондах 1 миллион 880 тысяч 700 единиц хранения.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№5 (1489) // 31.01.2017 г.
0 комментариев