15 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе Российской Федерации к рыночной экономке.
В этот же день Ельцин сформировал новое правительство – «кабинет реформ» республики, который он сам тогда и возглавил. Это было не только началом масштабных преобразований, но и ещё одним вызовом всё ещё существовавшему, но уже бессильному руководству Советского Союза. До Беловежского соглашения, которое будет подписано 8 декабря, оставалось чуть меньше месяца, а до ликвидации СССР, когда Горбачёв оставил пост президента и навсегда ушёл из Кремля (25 декабря), – чуть больше месяца.
Пока правительство СССР вместе с президентом Михаилом Горбачёвым пыталось найти выход из кризиса экономически – найти сочетания плановой и рыночной экономик, политически – вместо СССР создать некое содружество, команда Бориса Ельцина рванула к рынку и укреплению независимости, а значит, и развалу СССР.
Пакет рыночных реформ был разработан группой экономистов во главе с Егором Гайдаром, за политическую составляющую отвечал Геннадий Бурбулис, которого в тот момент считали «серым кардиналом».
Через центральные СМИ население было запугано грядущим голодом, развалом экономики и прочими ужасами. Выход предлагался один – «шоковая терапия» экономической системы. Уже в 1992 году должны были быть проведены либерализация розничных цен и внешней торговли, реорганизована налоговая система и заново создана таможенная служба, проведён целый ряд других реформ.
В качестве советников, «помогавших» формировать правовую основу реформирования, выступали американцы. С ними согласовывали свои действия члены «кабинета реформ». В правительстве РСФСР ещё не было министерств ни обороны, ни внутренних дел, ни образования, ни здравоохранения, но уже появилось своё министерство иностранных дел, которое возглавил ныне живущий в США, много нагадивший России Андрей Козырев.
Вторым человеком после Ельцина стал Егор Гайдар. 6 ноября (в день запрета на территории России деятельности КПСС и КП РСФСР) он был назначен заместителем главы правительства по экономике, а уже на следующий год ненадолго сам возглавил правительство. В 1995 году во время выборов в Госдуму Гайдар с агитационными целями приезжал в Читу. Это единственный член того правительства (не считая Ельцина), которого уже нет в живых.
В состав «кабинета» вошёл и Геннадий Бурбулис. В 1991-1992 годах он не раз менял свои должности, вызывая критику СМИ. В «Комсомольской правде» тогда даже предложили учредить должность «бурбулис при президенте России». Как ельцинист, он и сегодня критикует действия президента Путина с либеральных позиций, а как человек с прибалтийскими корнями осудил возврат Крыма России.
Третьим по влиятельности был Анатолий Чубайс, имя которого уже на следующий год навсегда окажется связанным с приватизацией, которая наряду с либерализацией привела к обнищанию миллионов и обогащению очень немногих. Анатолий Борисович не раз бывал в Чите и в качестве главного «приватизатора» (банкет для него тогда проводил глава администрации Читинской области Борис Иванов) и позже в качестве главы РАО ЕЭС, которого принимал уже Равиль Гениатулин.
Переход к рынку привёл наш регион к жесточайшему кризису. Тогда был вынесен смертный приговор многим забайкальским предприятиям, включая такого гиганта, как Читинский КСК. Так не вышло из кризиса и сельское хозяйство. Тяжёлые последствия дикого рынка сказались и на других отраслях.
«Шоковая терапия» оказалась действительно шоком. Сегодня порой приходится слышать, что если в 1917 году началась гражданская война, связанная с тем, что частную собственность делали государственной, то в 90-е в России прошёл «братваубийственный» передел государственной собственности, которая вновь становилась частной. И это тоже было последствием непростого перехода к рынку, намеченного в ноябре 1991 года.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№46 (1478) // 15.11.2017 г.
0 комментариев