1 февраля 1709 года команда английского корабля обнаружила на необитаемом острове в Тихом океане моряка Александра Селкирка, который провёл на нём почти четыре с половиной года. Он-то и стал прототипом известного литературного героя — Робинзона Крузо.
Когда тот самый корабль приплыл на родину, капитан Роджерс опубликовал книгу «Путешествие вокруг света», в которой описал и чудесную историю спасения Александра Селкирка. Писатель Даниель Дефо использовал этот сюжет для своей замечательной книги, а Селкирк стал прототипом Робинзона Крузо.
В детстве я частенько болел, и лучшими друзьями тогда были книги и литературные герои. Среди них Робинзон Крузо. Оставаясь дома один, представлял себя Робинзоном, а кровать, на которой лежал, необитаемым островом… Это здорово помогало коротать часы в нудной болезни.
К счастью, тогда я не знал, как прототип разительно отличался от литературного героя. Вздорный и недалёкий шотландец Александр Селкирк был высажен на тот остров после очередного скандала с капитаном. На острове он с трудом продержался несколько лет, основательно одичав. Умный и терпимый Робинзон Крузо, по воле Даниеля Дефо, пробыл там 28 лет и духовно вырос за эти годы. Остаток жизни Селькирк провёл бестолково и умер в возрасте 45 лет от жёлтой лихорадки у берегов Африки. А вот Робинзон Крузо прожил долгую жизнь и продолжил путешествия.
Полное название романа, изданного в 1719 году, и с тех прочно вошедшего в число лучших литературных произведений мира, звучит сегодня необычно: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим». В августе 1719 года Дефо выпустил продолжение – «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а ещё год спустя – «Серьёзные размышления Робинзона Крузо». Но если они были интересны современникам, поскольку рассказывали о неизвестных им странах, для потомков такого интереса, как первая книга, они уже не представляли.
Например, в России, где «Робинзон Крузо» сразу стал очень популярен, первое издание было осуществлено в 1762-1764 годах. Потом он не раз переиздавался. А вот второй роман, издававшийся в ХIХ и начале ХХ веков, потом долгое время не переиздавался и стал библиографической редкостью. В нём пожилой Робинзон, посетив в очередной раз свой остров и потеряв верного Пятницу, доплыл до Поднебесной, откуда с весны до осени добирался в Европу через всю Россию, чтобы из Архангельска направиться в Англию.
«13 апреля, – рассказывал Робинзон Крузо, – мы добрались до границ московских владений. Кажется, что первым городом, селением или крепостью, принадлежащим московскому царю, было Аргунское, лежащее на западном берегу реки Аргуни. Я не мог не почувствовать огромного удовольствия по случаю прибытия в христианскую, как я называл её, страну, или по крайней мере в страну, управляемую христианами».
В Забайкалье он пытался сжечь одно из обо (дерево с вязочками), посчитав его языческим идолом, и местным властям с трудом удалось защитить его и погасить взрыв естественного недовольства коренных жителей. Из Нерчинска, где он провёл несколько дней, ему со спутниками пришлось быстренько убираться, причём воевода выделил охрану.
«Два дня и две ночи мы ехали почти безостановочно, – писал в «дневнике» Робинзон Крузо, – и наконец сделали привал в деревне Плоты, а отсюда поспешили к Еравне…».
Наш известный краевед Виктор Балабанов, внимательно прочитавший второй роман, сделал несколько открытий.
«Путь Робинзона Крузо от Аргунска через Нерчинск, Плоты, Еравну (Еравнинский острог) и Удинск почти точно совпадает с путём посольства Избранда Идеса в Китай, прошедшего здесь в 1693 и 1695 годах (туда и обратно), даже даты почти совпадают, – писал Виктор Балабанов. – Только посольство в это время года шло с запада на восток; путь же Робинзона, наоборот, с востока на запад. Плотбище, упомянутое в дневниках посольства, у Д. Дефо или Р. Крузо, одно и то же, стало деревней Плоты».
Так благодаря обычному шотландскому моряку появился замечательный английский роман, в котором впервые в зарубежном литературном произведении было рассказано и о нашем Забайкалье.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№5 (1437) // 01.02.2017 г.
0 комментариев