Главная / Авторы / Александр Баринов / «…недружбы не очень боится»
«…недружбы не очень боится»
31 августа 1727 года был подписан договор, определявший китайско-российскую границу


31 августа (20-го по ст. ст.) 1727 года на реке Буре российским посланником Саввой Рагузинским-Владиславичем и представлявшим правительство Цинской империи Цэрен-Ваном был подписан договор, определявший китайско-российскую границу к западу от реки Аргунь. На восток она была определена в 1689 году Нерчинским договором.

Это было время нестабильности в обеих соседствующих империях. И в России, и в Китае скончались великие правители Пётр I и Канси. В России правила Екатерина I, которая скончалась в мае того же года. Какое-то время верховодил Александр Меншиков. В мае он даже получил звание генералиссимуса, но уже в сентябре попал в опалу. У власти формально был сын казнённого царевича Алексея Пётр II, скоропостижно скончавшийся в начале 1730 года. В Поднебесной же править стал сын Канси Юнчжэн. Современные историки отмечают, что Юнчжэн взошёл на престол в 44-летнем возрасте к удивлению других многочисленных сыновей прежнего императора, ибо был открыто ненавидим отцом (есть легенда, что один из евнухов Иньчжэня сумел подделать завещание его отца, соединив вместе иероглифы «десять» и «четыре», в результате чего оказалось, что отец завещал империю не четырнадцатому сыну, а четвёртому, то есть Иньчжэню). Противодействие родни новый богдохан немедленно парировал применением силы, и на 13 лет стал фактически самовластным правителем империи. То есть, в тот момент ни российским, ни китайским властям проблемы с соседями были не нужны.

И в 1724 году пришедший к власти в 1722 году Иньчжэн направил своих представителей на границу с сообщением о стремлении его империи поддерживать вечный мир с Россией и предложением прислать послов для обсуждения спорных вопросов.

В июне 1725 года правительство Екатерины I направило в Китай в качестве чрезвычайного посланника графа Савву Лукича Рагузинского-Владиславича. Это был удивительный человек, один из эрудированнейших людей своего времени. Он уже перешагнул 50-летний рубеж и имел богатую разными событиями биографию. Потомок древнего сербского дворянского рода, он верой и правдой служил России, был её тайным агентом и дипломатическим представителем в европейских странах, в Турции. 

По пути в Китая он остановился в Иркутске, где тщательно изучил карты, из которых было ясно, что чётко обозначенной границы между Китаем и Россией на запад от Забайкалья нет. 

В Пекине, куда его посольство прибыло 21 октября 1726 года, его приняли с большим почётом. Но как только речь пошла об уточнении границ, начались «восточные хитрости». Маньчжуры хотели получить все сибирские земли до Тобольска. «Посла то запугивали, то сулили ему несметные сокровища, – пишет историк Алексей Дельнов, – а заодно стали ограничивать русским свободу передвижения и поить их солёной водой – отчего половина делегации свалилась в тяжком недуге. Но Рагузинский, верный слуга государыне и Отечеству, в ответ на все притеснения заявил, что пусть хоть все перемрём – такого договора он не подпишет».

Разговор пошёл на повышенных тонах. И тогда Савва Лукич заявил, что «Российская империя дружбы богдыхана желает, но и недружбы не очень боится, будучи готова к тому и другому». Маньчжуры уточнили, не собирается ли посол объявить войну. Он ответил, что таких полномочий у него нет, «но если вы Российской империи не дадите удовлетворения и со мною не обновите мира праведно, то с вашей стороны мир нарушен, и если что потом произойдёт противно и непорядочно, Богу и людям будет ответчик тот, кто правде противиться». Оценив упорство посла, император Иньчжэн распорядился китайским министрам вместе с российским послом отправиться в пограничный район, там всё согласовать и подписать договор.

Переговорщики собрались в 20 вёрстах от места основания будущей Кяхты, всё лето вели переговоры и наконец подписали Буринский трактат, как в те годы именовали договоры. 

«Новое разграничение, – отмечала в «Энциклопедии Забайкалья» историк Наталья Константинова, – учитывало исторически сложившуюся линию русско-монгольской границы в районе Селенгинска и частично к востоку от него». В тот же год Рагузинским был подписан и Кяхтинский договор, закрепивший российско-китайскую границу от Аргуни до Алтайских гор.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"
 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№35 (1415) // 31.08.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net