3 июня (22 мая по старому стилю) 1896 года в Москве между Россией и Китаем был подписан секретный договор. Россия обещала Поднебесной защиту от возможного вторжения Японии.
В свою очередь Китай предоставил право на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была связать по китайской территории Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, завершив таким образом Транссибирскую магистраль.
В 1894 году Япония развязала войну с Китаем, которую Поднебесная проиграла. В апреле 1895 года между этими сторонами был заключён Симоносекский договор, согласно которому Пекин должен был уплатить Токио огромную контрибуцию, признать независимость Кореи, отдать победителям остров Тайвань и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром. Четыре европейские державы (Россия, Франция, Великобритания и Германия) посчитали, что Япония зарвалась, и потребовали, чтобы отказалась от Ляодунского полуострова. Япония вынужденно уступила.
25 (13-го по ст. ст.) ноября 1895 года император Николай II написал министру иностранных дел князю Алексею Лобанову-Ростовцеву: «Я думаю, что теперь именно время на переговоры с Китаем для получения концессии на постройку через Маньчжурию дороги из Забайкалья на Владивосток».
Убедил его в этом соратник по кругосветке князь Эспер Ухтомский. В декабре 1894 года, в разгар японо-китайской войны, он написал Николаю II: «Ваше Императорское Величество, ввиду новейших событий на Дальнем Востоке всеподданнейше осмеливаюсь повергнуть на Ваше благоусмотрение единственный в своем роде Атлас, данный мне всего на несколько дней. На 1 стр. ясно виден лучший путь из Забайкалья на Пекин, наглядно изображены выгоды нашего положения между Стретенском (так именовался Сретенск – авт.) и Благовещенском. В данное время китайцы охотно бы продали или уступили на каких-нибудь льготных условиях ту часть своей территории, населённую почти исключительно бродягами». Были и другие сторонники заключения мирного договора с Китаем и строительством КВЖД, в частности, министр финансов Сергей Витте. С российской стороны договор и подписали два этих министра Алексей Лобанов-Ростовский и Сергей Витте.
С китайской стороны подпись поставил самый влиятельный сановник императрицы Цыси Ли Хунчжан. Именно он подписал ранее позорный Симоносекский договор. Правда, как утверждают некоторые современники тех событий, у него был и личный корыстный интерес. Упоминавшийся князь Эспер Ухтомский вспоминал, что согласие господина Ли подписать договор стоило российскому правительству трёх миллионов рублей.
И поначалу, благодаря договору, Россия не только в короткие сроки построила КВЖД, но и стала её хозяйкой, более того, по сути дела, оккупировала Ляодунский полуостров и завладела Порт-Артуром. В начале ХХ века в России всерьёз заговорили о создании «Желтороссии», которая должна была включить в себя Маньчжурию и Монголию.
На самом деле, это была крупная стратегическая ошибка Николая II и его правительства, которая привела нашу страну к ухудшению русско-китайский отношений в начале ХХ века, к русско-японской войне 1904-1905 годов, вызвавшей Первую русскую революцию 1905-1907 годов, ставшую «генеральной репетицией» революций 1917 года…
Ах, если бы Россия не стала строить КВЖД, а продолжила Транссибирскую магистраль от Сретенска до Благовещенска и далее до Хабаровска, Дальний Восток получил бы то развитие, что тогда получили КВЖД, город Харбин и порты Дальний и Порт-Артур. Не было бы войны на Дальнем Востоке и революций. Но, история, как известно, не терпит сослагательных наклонений. Что было – то было.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№23 (1611) // 03.06.2020 г.
0 комментариев