27 ноября 1978 года в Москве в Свердловском, как тогда назывался Екатерининский, зале Сенатского корпуса Кремля прошёл очередной Пленум ЦК КПСС. Обычный, можно сказать, что рядовой, мало чем примечательный Пленум. Подвели предварительные итоги 10-й пятилетки.
С традиционным большим докладом выступил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. «Позади три года десятой пятилетки, – говорил Леонид Ильич. – Это были хорошие годы. Многое удалось сделать. Многое изменилось к лучшему». И это было правдой. Например, за эти три года промышленность Читинской области увеличила производство продукции на 16%. В «Очерках Читинской областной организации КПСС», изданных в 1986 году, констатировалось: «В эксплуатацию были сданы новые мощности Читинского автосборочного завода, Дарасунского завода горного оборудования, Семиозерного леспромхоза, Нерчинского мясокомбината и т.д. Построено 3200 километров линии электропередач, в том числе 700 километров магистральных. Читинская энергосистема была включена в Восточно-Сибирскую. Началось сооружение Харанорской ГРЭС». А ещё вовсю уже шло строительство Байкало-Амурской магистрали и города атомщиков Краснокаменска.
На Пленуме решили и несколько кадровых вопросов. Так, Константин Черненко был переведён из кандидатов в члены Политбюро в члены Политбюро, тем самым был закреплён его статус не только ближайшего соратника Леонида Брежнева, но и, по сути дела, преемника генсека. Кандидатами в члены Политбюро были избраны Николай Тихонов, занявший одновременно место Мазурова в Совмине (через некоторое время он заменит Николая Косыгина) и 1-го секретаря ЦК КП Грузинской ССР Эдуарда Шеварднадзе.
Самым рядовым было избрание (назначение) нового секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Им стал 1-й секретарь Ставропольского крайкома партии Михаил Горбачёв.
Вот, что вспоминал об этом дне спустя годы сам Михаил Сергеевич: «Вся процедура заняла считанные минуты – ни одного выступления, вопроса, голоса «против».
В перерыве обступили в кулуарах знакомые, коллеги, министры – стали поздравлять. Однако продолжалось это недолго – меня пригласили в комнату президиума, где собирались члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК.
Я вошёл. Все были там. Ближе всех оказался Андропов. Улыбаясь, шагнул навстречу:
– Поздравляю, «подлесок».
Подошёл Косыгин и как-то очень доверительно сказал:
– Поздравляю вас с избранием, рад вашему появлению среди нас.
Я подошёл к Брежневу, стал ему что-то говорить. Он, продолжая пить чай, только кивнул головой. Когда Пленум завершил работу, вернулся в гостиницу. Меня ждали: «В вашем распоряжении ЗИЛ, телефон ВЧ уже поставлен в номер. У вас будет дежурить офицер – все поручения через него…». Я воочию убедился в том, как чётко работают службы КГБ и Управление делами ЦК».
Николай Андреев, один из современных исследователей его биографии, пишет: «Это самый мощный рывок в его карьере. Через пять лет он станет генсеком. А ведь он мог и не стать секретарём ЦК. Всё решила случайность». Речь идёт о том, что приехавший накануне в Москву Горбачёв отправился в гости на день рождения к своему земляку Марату Грамову, который работал зам. заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС. И его с трудом нашли для срочной встречи с Константином Черненко, на которой и решилось, кто будет главным кандидатом на освободившуюся должность после смерти Фёдора Кулакова. Его нашли с большим трудом. Если ещё полчаса, и была бы предложена другая кандидатура. Его нашли… И рядовое решение Пленума состоялось.
«Как много значит случайность, – справедливо отметил Николай Андреев, – …Полчаса решали, в каком направлении пойдёт дальше великий и могучий СССР».
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№48 (1584) // 27.11.2019 г.
Вернуться на главную страницy
0 комментариев