8 июня (29 мая по ст. ст.) 1682 года правительницей России стала 25-летняя царевна Софья, дочь скончавшегося царя Алексея Михайловича. Официально она являлась регентшей при своих малолетних братьях: 16-летнем Иване V и 10-летнем Петре I, которые официально являлись государями.
Писатель и историк Николай Шефов так характеризует эту правительницу: «Образованная, властолюбивая и энергичная, она представляла собой новый тип русской женщины-политика, впервые открыто вышедшей на сцену придворной борьбы и заявившей о своих правах на власть». Она находилась у власти семь лет – с 1682 по 1689 годы. С петровских времён о ней и времени её правления писали преимущественно в критическом ключе. Хотя даже один из её противников князь Борис Куракин писал, что её деятельность отличалась «прилежностью и правосудием… так что никогда такого мудрого правления в российском государстве не было».
Её ближайшим соратником был один из образованнейших людей того времени князь Василий Голицын. В эти годы были заключены два важнейших договора, обеспечивавших мир на западных и восточных границах, – «Вечный мир» с Польшей и Нерчинский договор с Китаем. А вот на юг, против Турции (точнее, крымских татар), были предприняты походы, которые укрепили авторитет России в глазах европейских союзников по «Священной лиге». Активнее пошла торговля с европейскими государствами, а в июле 1687 года в Париж прибыло первое русское посольство.
Внутри страны Софья начала с жёсткой расправы с князем Хованским, положив конец «Хованщине», череды стрелецких бунтов. Стрельцов возглавил другой её верный сподвижник Фёдор Шакловитый.
Для Забайкалья софьина семилетка оказалась периодом, когда боевые действия велись и на востоке, и на западе огромного края. На западе покоя не дают монголы. В 1682 году их отряды предприняли первую попытку осады Удинского острога. Это заставило в 1683 году появиться царскому указу, в котором было предписано построить в Иркутске средство для переброски войск через Байкал военных отрядов и припасов. Построили 20 дощаников. И вскоре они пригодились.
В 1685 году монголы во второй раз осадили Удинский острог. Взять его не удалось. В 1687 году монголы вновь вошли в Забайкалье и осадили Селенгинский острог (второй после Нерчинска), где находилась ставка главы региона. Отпор монголам дали всего 300 бойцов, которых возглавил сосланный сюда бывший гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный. В тот же год в Забайкалье на тех самых дощаниках переправился 2-тысячный отряд стрельцов во главе с царским посланником и окольничим Фёдором Головиным, будущим великим государственным деятелем времён Петра I. Именно он вместе с Демьяном Многогрешным разбил 5-тысячное монгольское войско Очирой-Сайн-хана, который в начале 1688 года попытался осадить Селенгинский и Удинский остроги.
В 1683 году обострилась ситуация и на востоке Нерчинского воеводства. Операцию по очистке от русских поселенцев рек Зеи и Сунгари вели маньчжурские войска. В историю оказалась вписана история героической обороны в 1685 и 1686-1687 годах казаками Албазинского острога, выдержавшего несколько осад во много раз превосходящими войсками маньчжуров.
Особым был 1689 год. Фёдор Головин заключил мир и с монголами, и с маньчжурами. В январе вышел указ царицы Софьи о приглашении в Россию тех, кого притесняли на родине по религиозным мотивам. В августе Головин подписал Нерчинский мирный договор, который потом почти 200 лет обеспечивал мир на границе с Китаем.
Верным его сподвижником был один из самых выдающихся правителей Забайкалья Иван Власов. Иван Евстафьевич принимал участие и в переговорах с маньчжурами, завершившихся подписанием договора. За это награждён царской грамотой и шестью золотыми червонцами с изображением царей. Награду доставил из Москвы в 1690 году стольник Фёдор Скрипицын (с 1689 года начало действовать регулярное почтовое сообщение между Москвой и Нерчинском), назначенный ему на смену. Власов же отправился в Москву, где его милостиво приняли в феврале 1691 года два царя-сопровителя, главным из которых уже был Пётр I.
Осенью 1689 года правлению Софьи пришёл конец. Она просмотрела, как из игравших с Петром I «потешных полков» выросло грозное войско. 17-летний Пётр не захотел больше терпеть регентшу. В сентябре был казнён Шакловитый, сослан Голицын, а Софья заключена навечно в Новодевичий монастырь. Не стало её в 1704 году. Но тропинку во власть будущим императрицам она уже протоптала.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№23 (1403) // 8.06.2016 г.
0 комментариев