11 мая 1937 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об исключении бывшего руководителя НКВД Генриха Ягоды из состава членов ЦИК СССР и «снятии имени Г.Г. Ягоды с Болшевской трудовой коммуны НКВД и Тунгусского моста железной дороги Волочаевка – Комсомольск».
Первого маршала чекистов или генерального комиссара государственной безопасности, как с ноября 1935 года, называлась эта должность, Генриха Ягоду от должности отстранили ещё в сентябре 1936 года, назначив наркомом связи СССР. Его сменил Николай Ежов, который через несколько лет пройдёт той же самой дорогой (через пост наркома связи до расстрельной стены).
На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года, где Сталин выдвинул идейное обоснование предстоящих массовых репрессий, Ягоду подвергли обструкции за то, что он в борьбе с оппозицией опоздал на четыре года. 28 марта того же года Ягоду арестовали прямо в его кремлёвской квартире. 13 марта 1938 года он был приговорён к расстрелу, в ночь с 14 на 15 марта бывший глава НКВД был расстрелян. Были репрессированы и все члены его семьи. Позже их реабилитировали. Сам же Ягода так реабилитирован и не был.
В хрущёвско-брежневские времена это имя просто старались не упоминать. Сложилась традиция в освещении истории органов советской госбезопасности. Дзержинский и сменивший его Менжинский были признаны «рыцарями без страха и упрёка», Ежов и Берия – «злодеями и кровавыми палачами». А вот Генрих Григорьевич Ягода отовсюду выпадал.
Он не был ни ленинцем, ни троцкистом, ни сталинистом. По мнению ряда современных историков, он относился к группировке «свердловцев», которую возглавлял отец красного террора Яков Свердлов. Генрих приходился Якову троюродным братом и с 1917 года был его помощником. Эту группировку отличало то, что у них не было никакой особой идеологической позиции. Скорее это была группа безыдейных отъявленных карьеристов и авантюристов. Неслучайно среди «свердловцев» было много тех, кто свой путь в революцию начинал в рядах анархистов.
Прожил он всего 47 лет. Родился в многодетной еврейской семье. Образование – 4 класса (экзамены за восьмой класс сдал позже). С 1910 года – в рядах анархистов-коммунистов. В 1915 году побыл на фронте, был ранен и демобилизован. С апреля 1917 года – большевик. Участник Октябрьской революции в Петрограде. С 1919 года – один из руководителей ВЧК. С 1929 года – первый зам. председателя ОГПУ. В этот период Генрих старался быть ярым сталинистом. Именно он руководил разгоном демонстраций, организованных троцкистами в октябре 1927 года. Он же отвечал за организацию процессов над «вредителями». По сути, стоял у истоков ГУЛАГа. За строительство Беломорско-Балтийского канала в 1933 году награждён орденом Ленина.
С 10 июля 1934 года – народный комиссар внутренних дел. В тот же год избран членом ЦК ВКП(б), а в 1935 году – членом ЦИК СССР. Это был пик в его карьере. Именно в этот период он побывал и в нашем крае, о чём по сей день известно крайне мало. Впервые прочитал об этом в книге узника ГУЛАГа, инженера-железнодорожника Алексея Яроцкого «Золотая Колыма». Арестовали его в ноябре 1935 года и весной 1936 года по Транссибу отправили на Дальний Восток. Алексей Самойлович прошёл через это испытание, дожил до 1983 года и написал воспоминания, которые были изданы в 2003 году.
«Ещё в Забайкалье, на откосах железнодорожных выемок, было выложено камнем огромными буквами – «Привет железному Генриху», – вспоминал бывший узник и пояснял. – Генрих Ягода был наркомом НКВД, предшественником знаменитого Ежова. Сейчас имя Ягоды забыто. А зря. С ним связана целая эпоха во внутренней политике Советского Союза. Он в 1936 г. принимал БАМ, т. е. вторые пути от Иркутска до Ново-Уссурийска (то есть и всю Забайкальскую железную дорогу – авт.), и его приветствовали такими на века сделанными надписями, а жизни ему оставалось меньше одного года. Но весной 1936 года его звезда стояла высоко».
На суде его обвинили во многих надуманных грехах, в том числе и в том, что якобы именно он был «заказчиком» убийств Валериана Куйбышева, Вячеслава Менжинского, сына Максима Горького Пешкова и самого Горького. Так это было или нет, историки спорят до сих пор.
После расстрела «первого маршала чекистов» убрали и сделанные «на века» надписи. Постарались вымарать и память. Так что пока однозначного ответа на вопрос: «А бывал ли Генрих Ягода в Забайкалье?» всё ещё нет.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№19 (1399) // 11.05.2016 г.
0 комментариев