4 ноября с 2005 года отмечается в Российской Федерации как государственный праздник – День народного единства.
Идея сделать именно 4 ноября Днём народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Через несколько дней после этого патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Вскоре был подготовлен соответствующий законопроект, и 27 декабря того же года он был в третьем чтении принят Государственной Думой. И 29 декабря президент России Владимир Путин подписал этот закон.
Споры о празднике продолжаются и сегодня. Очень уж близко примыкает он к главному советскому празднику 7 ноября, когда ежегодно отмечались годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Неслучайно при принятии этого закона фракция КПРФ в Госдуме проголосовала против.
Ещё первый президент России Борис Ельцин попытался изменить содержания праздника 7 ноября, объявив в 1996 году его Днём согласия и примирения. В этом виде праздник не прижился. Тогда и появилась идея вернуться к празднованию 4 ноября, которая имела более серьёзную традицию. Все православные страны и русского мира всегда праздновали День Казанской иконы Божией Матери, который напрямую связан с событиями 1612 года.
В тот год воины народного ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Через год на престол взошёл первый царь из Романовых – Михаил. А в 1649 году царь Алексей Михайлович принял решение отмечать День Казанской иконы Божией Матери не только летом (что было связано со взятием Казани войсками Ивана Грозного), но и 22 октября (но новому стилю 4 ноября). И вплоть до 1917 года празднование этого дня было обязательным.
Но и потом этот праздник всегда оставался в православных календарях. Так что истоки у этого праздника очень даже глубокие.
Именно с того времени, когда были изгнаны интервенты и преодолена внутренняя смута, Россия активно начала развиваться. Было продолжено и движение на Восток, начатое ещё при Иване Грозном. Русские землепроходцы год за годом приближались к Забайкалью и Дальнему Востоку, подводя под руку русского царя всё новые и новые народы.
В тот же период шло значительное перемещение населения в Байкальском регионе. Так, в первой половине 17-го века, когда русские, утвердив своё государство, продолжили движение в Азию, сюда с юга двигались бурятские роды. Волна за волной они переходили по льду Байкал и расселялись по обоим его берегам. А восемь родов хоринских бурят ушли в агинские степи, поселившись здесь незадолго до прихода в эти края русских. Так в Забайкалье закладывались основы будущего единения трёх коренных народов (русских, бурят и эвенков).
На будущих же южных границах нашего края император чжурчжэньских племён Абахай дал им новое название – маньчжуры. Будущую (как оказалось, последнюю императорскую династию Китая Цин) он основал в 1616 году (по сути, в тот же период, когда в России начала править династия Романовых), а в 1635 году он издал указ, гласивший, что племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойха подлежит считать единым государством – Маньчжоу.
Маньчжуры устремили свой взор на юг, их целью стало завоевание Поднебесной. В то время русские пришли в Байкальский регион, который им маньчжуры уступили без особой борьбы. С тех пор здесь у нас, как и по всей России, люди разных национальностей и вероисповеданий старались жить мирно и дружно.
Конечно, в разные периоды бывали и проблемы, как и с южными соседями, но большей частью этот мир и единство удавалось сохранять.
И праздник постепенно приживается, год от года наполняясь важным для нашей многонациональной страны содержанием.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№44 (1372) // 4.11.2015 г.
0 комментариев