Пятилетка положила начало индустриальному скачку Советского Союза. Она сопровождалась небывалым народным энтузиазмом и одновременно небывалым размахом репрессий против крестьянства. Это было в целом замечательное начинание, которому учился весь мир. Но сам процесс реализации плана имел массу недостатков.
В 1929 году экономику стран Запада поразил глубочайший за весь межвоенный период экономический кризис. Это дало возможность Советскому Союзу максимально использовать ситуацию в своих интересах. Проекты многих первенцев советской индустриализации заказывали за границей: в Америке или Германии. Покупались за золото или художественные ценности. К нам охотно ехали западные специалисты – инженеры и техники. Всего в годы первой пятилетки возвели около 1500 важных промышленных объектов. Среди них такие гиганты, как ДнепроГЭС, Магнитка, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы.
В декабре 1929 года на съезде ударников Иосиф Сталин выдвинул лозунг «пятилетку в четыре года». И в 1932 году руководство торжественно заявило, что первая пятилетка выполнена досрочно – за 4 года и 3 месяца. Задания по первому пятилетнему плану удалось выполнить на 93,7%, но подобные результаты тогда явились беспрецедентными. Основная цель – перевести отечественную экономику на рельсы интенсивного индустриального движения – была достигнута. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превратилась в страну, производящую оборудование.
Но были и минусы. На первую пятилетку пришлась трагедия коллективизации, включая бепримерный голод. Именно в годы первой пятилетки, столкнувшись с экономическими трудностями, советское руководство попыталось найти выход за счёт применения труда заключённых. В апреле 1930 г. принят указ о расширении трудовых лагерей, которые передавались в ведение Главного управления лагерей (ГУЛАГа). Труд заключённых применялся в строительстве, на осушении болот, лесозаготовках и промышленных объектах. Их руками были возведены многие важные объекты народного хозяйства. В 1932 году был организован БАМлаг, узники которого строили вторые пути Забайкальской и Амурской железной дороги, а потом и БАМ.
Для нашего края это был противоречивый период. От Забайкалья требовались золото, на которое покупалось западное оборудование, и уголь, необходимый железным дорогам. А потому первая пятилетка ознаменовалась тем, что у нас появились Дарасунский и Балейский золотодобывающие комбинаты, Букачачинское рудоуправление и Холбонская электростанция, которая эти предприятия и обслуживала. Всего же в эти годы в регионе построили 16 крупных предприятий. Но особенно размахиваться тут не собирались, слишком уж беспокойной была граница.
В 1929 году произошёл вооружённый конфликт на КВЖД. 6 августа 1929 года Реввоенсовет СССР создал Особую Дальневосточную армию, которую возглавил Василий Блюхер. В октябре-ноябре армия нанесла ряд сокрушительных поражений армии диктатора Северного Китая Чжан Сюэляна. В декабре 1929 года подписали Хабаровский протокол, по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. Была создана Забайкальская группа войск, которая в 1935 году была преобразована в Забайкальский военный округ.
Край сотрясали крестьянские восстания. Причинами были коллективизация и раскулачивание. Под машину репрессий попало около 10 тысяч человек. В 1929-м вспыхнуло Тыргетуйское крестьянское восстание, в 1930-м – Малетинское, Сретенское, Кактолгинское, Переднебыркинское, Чернышевское и другие, в 1931-м – Уровское, в 1932 году – в Агинском аймаке. Это был стихийный протест против коллективизации. К слову сказать, в этот период (с 1928 по 1932 годы) поголовье крупного рогатого скота на территории современного края сократилась на 48,8%, овец и коз – на 55%, свиней – на 42%, лошадей – на 30,3%. Во всём, понятно, обвинили кулаков и «покулачников».
Словом, первая пятилетка укрепила добывающую часть экономики региона и нанесла удар по сельскому хозяйству. Одновременно была закреплена военная составляющая, что на десятилетия закрепила за регионом геостратегический статус «военно-аграрной области».
Все материалы "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№20 (1348) // 20.05.2015 г.
0 комментариев