Класс сегодняшних свободных предпринимателей родился, конечно, не сейчас и не на пустом месте. При этом его историю, по крайней мере в Забайкалье, долгое время никто не изучал, не собирал разрозненные факты в единое целое.
Нелюбовь или зависть?
В начале 1990-х учёные из Сибирского отделения Академии наук РФ под руководством профессора Дмитрия Яковлевича Резуна показали, что история предпринимательства имеет свои мощные корни и традиции. Они собрали воедино первую информацию о сибирском купечестве старого времени, с момента появления тут русских землепроходцев до ликвидации НЭПа в конце 20-х годов прошлого века. Так родился солидный многотомный труд «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири». В частности, там частично была освещена и купеческая деятельность на территории Забайкалья.
Для начала давайте вспомним, какое общественное мнение о первых предпринимателях начала девяностых годов существовало среди обывателей. Сильно было давление от советской поговорки «Это тебе не частная лавочка». Появлявшиеся первые частные точки торговли, общественного питания, извоза или бытовых услуг рассматривались критически, а их владельцев, если мягко выразиться, не любили. О них говорили как о людях, ищущих только личную выгоду. Взять хотя бы такое явление, как «челночество», то есть дешёвая поставка на российский рынок китайской продукции.
В 90-е недолюбливали «челноков». К купцам в своё время тоже относились не особо дружелюбно
Но где же тут традиции? Оказывается, сословие купцов в российском обществе тоже не любили. И не только со стороны привилегированных прослоек населения (дворянства и духовенства), но и со стороны податного населения (крестьянства, казачества и другого работного люда). А почему? Да потому, что представители купечества из-за своей потребности быть предприимчивыми постоянно выходили за рамки своего сословия, чего твёрдо держались представители любых других слоёв населения.
На старых картинах купцов традиционно изображали в окружении яств и множества золотых монет. В художественном искусстве – та же тенденция. В пьесе Александра Островского «Гроза» купец именуется «мироедом».
Это ярко прослеживается, например, в истории с нерчинско-заводскими купцами Кандинскими в первой половине 19-го столетия, которые за два десятилетия сумели пройти путь от горнозаводских крестьян до коммерции советников.
Но нашлись силы, которые от зависти сумели обанкротить их, чтобы проложить дорогу себе. Здесь уже вступает в силу другая ипостась предпринимательства – конкуренция. Так же, но уже позже, поступили с нерчинским купцом Михаилом Дмитриевичем Бутиным. Но именно Кандинские, Бутины и другие пробивали не только себе дорогу, но и обогащали экономику Забайкалья!
Нерчинский купец Михаил Дмитриевич Бутин
Не наживы ради
Мы помним знаменитую пьесу великого русского драматурга Александра Николаевича Островского «Гроза», где понятие купец сравнивается со словом «мироед». Но почему мы должны забывать о том, что в период русско-японской войны 1904-1905 годов группа читинских первогильдийских купцов вошла с инициативой к военному губернатору тогдашней Забайкальской области о фиксировании цен на десяток товаров первой необходимости? И, как результат, в Чите не были допущены ни рост инфляции, ни обеднение местного населения.
Или другой пример. Старейший и единственный в Забайкалье металлургический завод к 1908 году влачил жалкое существование. Он более столетия принадлежал горнозаводскому управлению. Казённое управление привело его к банкротству. Взяв 10 мая 1908 года завод в аренду, читинские купцы Дмитрий Васильевич Полутов и Михаил Иванович Риф изменили ассортимент продукции, перейдя на ходовые для населения товары. Арендаторы ввели в производство электроэнергию, освоили выпуск стали, организовали собственные заготовки древесного и каменного угля, железной руды. К 1911 году завод стал рентабельным. Второй раз, уже в период гражданской войны – летом 1919 года, группа читинских купцов вновь вложила в его возрождение 29 паёв по 21 тысячи рублей каждый.
Читинский купец Дмитрий Васильевич Полутов
Активная жизненная позиция предпринимателей, направленная на экономическое развитие, находила понимание в соответствующих кругах и соответственно отмечалась. К примеру, владелец одного из кирпичных заводов в Чите Абрам Ильич Юдович за изготовление изразцовых плиток для печей и каминов на сибирских выставках в 1906, 1907 и 1911 годах получал золотые медали.
Даёшь культуру, политику, меценатство!
Купеческое сословие стояло и за формированием очагов культуры в крае. Кто сейчас помнит, что бывший ещё в советские времена на месте современного Читинского драматического театра городской сад был создан усилиями читинского купца Павла Митрофановича Митрофанова, а купец Митрофан Матвеевич Немеров открыл в Чите первую общедоступную библиотеку? И таких примеров можно приводить множество.
Напрямую связано с купечеством, предпринимательством и участие в общественной деятельности. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские Думы (законодательный орган) и управы (исполнительный). Круг избирателей определялся имущественным цензом. В силу этого многие купцы стали избираться в гласные Думы. Из их числа выбирались городские головы. Только в Чите эти должности занимали купцы Иван Николаевич Замошников, Филипп Григорьевич Шульгин, Степан Алексеевич Минин, Роман Михайлович Саврасов, Василий Васильевич Хлыновский и Сергей Кириллович Шешминцев.
Тесно связано с предпринимательством и меценатство. Меценат – это лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь. Успешно развивающееся дело позволяет их организатору свободно распоряжаться полученной прибылью. Но тут многое зависит от активной гражданской позиции предпринимателя. Во-первых, он не хочет негативно выглядеть среди коллег; во-вторых, соизмеряет это со своими возможностями.
Разумеется, не каждый мог, как знаменитый нерчинец Михаил Дмитриевич Бутин, направлять огромные капиталы на развитие культуры или образования. Но от вкладов в те или иные благородные дела по модным в то время «подписным листам» никто не отказывался.
Живёт ли подобная традиция среди предпринимателей сейчас? Безусловно. Только один пример, связанный с Нерчинском. 25 мая 2014 года в центре города был открыт памятник, на котором выбиты слова «Забайкальцам – защитникам Отечества от благородных потомков». Инициатором создания этого монумента стал предприниматель Алексей Юрьевич Шмакотин.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Геннадий Жеребцов,
председатель Читинского
клуба краеведов
«Читинское обозрение»
№20 (1504) // 16.05.2018 г.
0 комментариев