27 февраля исполнилось 100 лет со дня образования органов безопасности Забайкалья
В числе первых забайкальских чекистов был Афанасий Иванович Мальцев. Человек необычной, трагической судьбы. Герой Первой мировой войны, председатель Чрезвычайной комиссии в городе Сретенске, единственный среди чекистов Советской России полный кавалер ордена Святого Георгия – самой почётной воинской награды дореволюционного времени. После падения советской власти в Забайкалье был схвачен и зверски казнён семёновцами.
После создания ВЧК по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией по всей стране организуется сеть местных чрезвычайных комиссий. 27 февраля 1918 года, спустя всего два месяца, образована Чрезвычайная комиссия Забайкальской области по борьбе с контрреволюцией. Первым её председателем стал бывший политкаторжанин В. Исаев. В Сретенске местную ЧК возглавил вернувшийся с фронта убеждённым большевиком Афанасий Мальцев. Главной задачей первых чекистов было не допустить вооружённых выступлений подпольных организаций, прекратить саботаж, пресечь бандитские грабежи и бесчинства анархистов. Дело было новое: всё основывалось на энтузиазме и преданности революции.
Афанасий Иванович Мальцев родился в 1891 году в селе Дульдурга Усть-Илинской волости в семье сельского кузнеца. Его детство и юность пришлись на предреволюционное время. При начальной школе села по вечерам стали собираться дульдургинские мужики. Этим кружком руководили политический ссыльный Ефим Губов и учитель школы Иннокентий Тяжелов, высланный из Читы за политические убеждения. Афанасий Мальцев, молодой кузнец с пытливым умом, был постоянным участником собраний.
Кузнецы – сельский пролетариат – всегда выделялись из общей массы своим кругозором. В кузницу стекались все новости – ведь у него бывали не только односельчане, но и проезжающие по тракту.
В 20 лет Мальцев женился на односельчанке Дарье, а вскоре после рождения дочери Татьяны был призван в армию. Но едва отслужив срочную в уланском полку и вернувшись на родину, Мальцев снова надел военную форму: началась Первая мировая.
В боях на германском фронте бывший дульдургинский кузнец, а теперь старший унтер-офицер 16-го Сибирского стрелкового полка проявил себя лихим воином-храбрецом, заслужил полный бант ордена святого Георгия. Первый раз Георгиевским крестом Афанасий Иванович был награждён за бой, произошедший 27 сентября 1914 года под Варшавой. Силы во время сражения были неравными: один к 26! Полк полёг в страшном неравном бою.
Имел Афанасий Мальцев и несколько медалей за храбрость союзных государств – французскую, английскую, бельгийскую. На «парадной» фотографии Мальцев с целым иконостасом наград. Чтобы понять их цену, нужно знать, как получал воин эту награду: приходила одна такая медаль на полк, и солдаты голосованием решали, кто её достоин.
Вернувшись после Октябрьской революции 1917 года с фронта в Забайкалье, Мальцев вошёл в состав сретенского совета депутатов. С открытием Даурского фронта против атамана Семёнова Афанасий Иванович возглавил сретенскую следственную комиссию (орган ВЧК). Первые шаги чрезвычайная комиссия начинала с пресечения саботажа чиновников, вооружённых выступлений и заговоров.
После падения советской власти осенью 1918 года Мальцев был арестован контрразведкой атамана Семёнова и брошен в застенок на станции Даурия. Семёнов лично знал Афанасия Ивановича по германскому фронту как бесстрашного воина и человека с высочайшим авторитетом у забайкальцев. Именно такой человек был очень нужен Семёнову.
По приказу атамана узника доставили в Читу. Для большего воздействия на непокорного чекиста допросы проводили в присутствии его жены – Дарьи Ивановны. Её специально привезли из Сретенска. Благодаря ей и стал известен диалог белогвардейского атамана и большевика Мальцева.
Семёнов предложил Мальцеву чин полковника и службу в своих войсках, на что Афанасий Иванович бросил в ответ: «Я не буду торговать своей Родиной, как ты, подлец! Лучше умру, чем соглашусь на твоё позорное предложение». Мальцев отлично знал, на чьи деньги атаман сформировал в Китае свой Особый Маньчжурский отряд, и понимал, что Семёнов сражается на стороне интервентов, которые хотят расчленить Россию.
Судьба чекиста была предрешена. Из Читы Афанасия Ивановича направили в самый страшный семёновский застенок – на станцию Маккавеево. Зимой 1919 года он был зверски казнён. Ему было всего 28 лет.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Татьяна Кузнецова
(пресс-служба УФСБ России
по Забайкальскому краю)
«Читинское обозрение»
№10 (1494) // 07.03.2018 г.
0 комментариев