Хочу обратить внимание читателя на то, как в народном творчестве забайкальцев отобразилась известная личность атамана Семёнова, как СМИ некоторых стран оценивают его деятельность почти столетие спустя. При этом важно узнать именно оценку событий того периода, а не их подробное и хронологическое описание.
Прежде всего расскажу о том, что в детские годы слышал рассказ 80-летней бабушки-соседки о трудной жизни после Октябрьской революции. Сейчас, к сожалению, вряд ли вспомню её имя. А пережить этой женщине довелось много: в Гражданскую войну убили мужа и брата, а ей самой семёновцы одним ударом нагайкой выбили глаз в отместку за родственников, воевавших на стороне «красных». По праздникам, когда этой бабушке наливали 50 граммов, она воодушевлялась и пела частушки, которые врезались мне в память. Хотел бы поделиться этими частушками – нашим народным достоянием, тем более что в них пели о войне и атамане Семёнове. Для начала – пара забайкальских частушек о периоде Первой мировой войны:
Был простым рабочим,
Звать его Володя,
А теперь на фронте –
Ваше Благородье…
Был простым рабочим,
Смазывал вагоны,
А теперь на фронте –
Золоты погоны…
Простые люди, конечно, понимали, что на войне многие гибнут, но в частушках пели иногда о тех, кому посчастливилось кровью и потом заслужить в боях почёт и при этом остаться в живых. Следующая частушка сложена в период Гражданской войны, в которую так или иначе было вовлечено почти всё население страны:
Я теперь не прачка,
Бельё не стираю –
Я теперь на фронте,
С товарищем гуляю…
А вот две частушки про атамана Семёнова:
Ночка тёмна,
Казак гуляет,
Атаман Семёнов
Унты починяет…
Последняя частушка – особенная, так как в ней содержится одно слово – не ругательное, но народное. Но из песни слов не выкинешь:
Когда красны город брали,
За оружие брались,
У Семёнова на фронте
Все солдаты усра.ись…
Эта частушка красноречиво свидетельствует об отношении нашего населения к атаману Семёнову.
А теперь поинтересуемся, как освещают деяния атамана в тех странах, где он оставил свой след: в Китае и в Японии.
На информационном портале г. Харбина размещена статья «Закат карьеры белогвардейских генералов», в которой излагается биография атамана Семёнова, в общих чертах – ход боевых действий и его кончина. Что касается пребывания генерала в Китае, сообщается следующее: «Атаман Семёнов пытался закрепиться в Китае прямо близ границы с Монголией, однако это ему не удалось из-за поражений в боях с частями советских и китайских войск. Семёнов надолго застрял в северо-восточном Китае, пытаясь добиться аудиенции императора Цинской династии Пу И в надежде на финансовую помощь… В октябре 1925 года Семёнов встретился с императором Пу И. Император остался довольным результатами беседы с атаманом, поверив, что Семёнов сможет осуществить свои планы «вершить великие дела, невзирая на трудности, свергнуть «красных» и восстановить монархию». Семёнов получил финансовую помощь от императора».
Далее даётся однозначная оценка деятельности Семёнова в Забайкалье: «В январе 1920 года Семёнов возглавил в Чите правительство Российской восточной окраины. После разгрома Колчака он стал военачальником Белой Армии в Сибири. Дисциплина в его войсках была крайне слабой, а солдаты вели себя как настоящие головорезы, творившие зверства в Забайкалье: грабили и убивали людей без разбору – и «красных», и «белых», и американцев, и гражданское население»; «После 1931 года Семёнов начал активно сотрудничать со спецслужбами Японии в борьбе против СССР».
В ином свете предстаёт атаман Семёнов на японском информационном портале, где ему посвящена небольшая статья «Конец Семёнова». Кратко и сухо излагается биография атамана, отмечается, что: «Семёнов во главе Забайкальского казачества вёл решительную борьбу с Коммунистической партией Советского Союза». Ничего не говорится о его сотрудничестве с японскими властями и спецслужбами, а больше внимания уделяется его семейным отношениям и финансовым делам.
В конце автор статьи выражает сочувствие к личности атамана: «Семёнов казнён через повешение в августе 1945 года в Москве. Последнее, что он сказал в своей жизни: «Я – атаман Семёнов». Слова настоящего казака-героя».
А вот немецкая «Википедия» своё мнение излагает чётко, без двусмысленности: «В июле 1917 года Семёнов был назначен комиссаром Временного правительства в Забайкалье. Он поднял мятеж против большевиков, однако сразу потерпел поражение и на короткий период обосновался в Маньчжурии. В августе 1918 года Семёнов при поддержке Чешского легиона восстановил свою власть в Байкальском регионе. В этот период Семёнов устроил в Забайкалье настоящий террор, который стал известен во всей стране как семёновщина».
Очень многое известно о Чешском легионе в Сибири. Вот какие воспоминания о том периоде оставил чех, легионер Алоиса Бухта: «Мы едем поездом медленно и плохо по территории, где правит генерал Семёнов, который хочет заставить нас воевать против большевиков, хотя все наши с ними уже помирились»; «Когда мы прибыли в главный город Семёнова – Читу, нам не позволили выйти из вагонов на станцию. С одной стороны перед вагоном выстроились японцы, с другой стороны – семёновцы». Чешский легионер не делает никаких оценок, не проводит анализа событий – это дело уже тех, кто ознакомился с описанием пережитого очевидцем.
Даже этот небольшой обзор позволяет в очередной раз убедиться в том, что одни и те же исторические события в различных странах и даже отдельными людьми представляются по-разному. Стоит ли удивляться, что и у нас в Забайкалье мнения о периоде правления Семёнова и о нём самом полярны – от «тиран и убийца» до «поставить памятник».
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Читайте также "Падь Тарская: свидетельства очевидцев"
Сергей Акулов,
переводчик, г. Чита
«Читинское обозрение»
№6 (1490) // 07.02.2018 г.
0 комментариев