Во второй половине XIX-го века Российская империя переживала индустриальную революцию с бурным ростом промышленного производства и железнодорожного строительства. Следствием этого процесса стал переток крестьянского населения в города — на заводы и фабрики, устройство рабочих посёлков и колоний, что в свою очередь влекло бесконтрольное открытие питейных заведений.
«Забота о благе народа»
В 80-х и 90-х годах кабацкий произвол и незаконная торговля спиртным, так называемое «вредное кормчество», начало вызывать серьёзную обеспокоенность у правительства. В царствование императора Александра III началось наступление на незаконную торговлю, и инициатором антиалкогольной кампании стал министр финансов Сергей Витте. По его инициативе началось установление государственной винной монополии, которая объяснялась «заботой о благе народа». Одной из проблем в употреблении спиртного стало не его количество (Россия была на 11 месте в мире), а варварский характер пьянства. Полицейские отчёты называли умопомрачительные цифры бытовых преступлений, происходивших на почве злоупотребления горячительными напитками.
Расчёт Витте состоял не в том, чтобы вовсе запретить торговлю крепким алкоголем, а именно упорядочить таковую и поставить её под государственный контроль. «Дедушка русской индустриализации», как называли Сергея Юльевича, понимал, что развитие современного общества и работа в новых условиях требуют от человека наличия трезвого рассудка и высоких профессиональных умений, что никак не совмещалось с употреблением алкоголя, ведущим к травматизму, нарушению технологических процессов и общей деградации личности.
В этой связи, светилами российской медицины были всесторонне изучены масштабы и причины пьянства, показавшие, что наиболее пьющей частью населения империи являются жители городов — мещане и ремесленники. Отсюда следовал вывод, что главной причиной распространения алкоголизма у рабочих являются тяжёлые жизненные условия. Известный врач Михаил Нижегородцев сообщил: « … во главе всего, на борьбу с алкоголизмом должны быть поставлены меры, направленные на поднятие экономического, правового и культурного положения масс». Тем самым было признано, что для дальнейшего развития страны необходимо было решать вопрос борьбы с пьянством в русле других социальных проблем: повышение жизненного уровня рабочих, улучшение их бытовых условий, просвещение населения в вопросах сохранения здоровья, в частности, усиления антиалкогольной пропаганды.
В 1898 году повсеместно стали открываться чайные, призванные заменить кабаки. Любителям попить чайку также предлагалось поиграть в шашки, почитать книги и журналы. Считалось, что чайные станут своеобразными клубами по интересам и местом семейного досуга. Изначально было признано, что эти заведения дохода не принесут, поэтому содержаться будут за счёт чаеторговцев, получавших сверхприбыли.
Министерством народного просвещения был выпущен иллюстрированный альбом «ЭХО» («Пьянство и его последствия») художника Александра Скиргелло. На страницах издания представлены сцены из жизни адептов «зелёного змия», порой вызывающие очень сильные эмоции. В 1900 году альбом был даже представлен на знаменитой Всемирной выставке в Париже, получив Серебряную медаль.
Выставочный вагон на Забайкальской
Не оставалось в стороне от просветительской деятельности в борьбе за трезвость и министерство путей сообщения. В конце 1912 года врачебная служба Забайкальской железной дороги поддержала проводимую в стране кампанию и поставила задачу пробудить в служащих ведомства интерес к здоровому образу жизни. С этой целью было предложено организовать передвижную антиалкогольную выставку и провести ряд научно-популярных лекций на эту тему. В течение следующего года дорога выделила необходимые средства в размере двух с половиной тысяч рублей на оборудование вагона, витрины и предметы для показа, а также и сам вагон.
Как описано в еженедельном журнале «Вестник Забайкальской железной дороги», выставка была открыта 4 февраля 1914 года на станции Иркутск, где находилось Управление дороги. На торжестве присутствовали начальник дороги Фёдор Иванович Кнорринг, начальники служб и многие приглашённые гости. Непосредственно выставка была представлена в пульмановском вагоне 3-го класса, с убранными перегородками, что позволяло разметить в нём до сотни посетителей.
На стенах внутри вагона размещены различные таблицы, плакаты, диаграммы по антиалкогольной тематике, а под ними расставлены витрины с муляжами органов человека — сердцем, печенью, мозгом, желудком. Органы демонстрировались в сравнении — нормального человека и алкоголика. Кроме того, в вагоне был установлен проекционный фонарь с большой коллекцией диапозитивов соответствующего содержания.
Выставка проработала на станции Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный) пять дней, в течение этого времени её посетило больше тысячи человек. Для пояснения представленных предметов и демонстрации картин приглашён школьный фельдшер, сопровождавший выставку на всём пути следования.
В марте 1914 года вагон-выставка начал свою работу на станции Чита-1, расположившись недалеко от Главных железнодорожных мастерских (сейчас это вагоноремонтное депо Чита). Вокруг завода располагалась большая рабочая колония, где нередко среди проживающих происходили стычки и потасовки на почве употребления «горячительного». Было необходимо показать людям другой образ жизни, иное использование заработанных денег, личного времени и собственного здоровья. Посетители, в основном простые жители колонии, с нескрываемыми чувствами рассматривали примеры воздействия алкоголя на органы человека, громко обсуждая увиденное. Плакаты с картинами художника Скиргелло, изображающими сцены из жизни алкоголиков, заставляли задуматься многих присутствующих, вызывая противоречивые эмоции. Как описывает врач Мальковский, сопровождавший вагон: «приходилось наблюдать, как кондуктор или стрелочник рассматривал муляжи и плакаты, а затем отправлялся домой за семьёй, приводя на выставку жену и ребятишек».
Выставку посетило и много детей школьного возраста. Ученики прибывали целыми классами, внимательно слушали сопровождающего или школьного учителя, рассматривая представленные экспонаты и наглядные пособия.
По вечерам, перед закрытием вагона, с использованием проектора проводился показ теневых картин. Желающих посмотреть «иллюзион» было очень много, и пульмановский вагон не мог всех вместить. В связи с этим на станции Чита-I для показа картин стали использовать зал железнодорожного собрания, вмещающий более пятисот человек.
За пять дней работы на станции Чита-I на выставке побывало больше шести тысяч человек, что показало высокий интерес населения к представленному материалу. В завершение своей заметки Мальковский резюмирует: «Посетители находят здесь научное обоснование своих стремлений к достижению лучших условий жизни, и в этом кроется основная причина успеха, какой имеют передвижные выставки».
Здоровое общество — Великая страна
В целом, антиалкогольная кампания Сергея Витте, продолжавшаяся почти 20 лет, проходила с переменным успехом. Полицейские сводки показывали снижение количества бытовых преступлений в состоянии опьянения, а «винная монополия» значительно увеличила поступления в государственную казну. Начавшаяся Первая мировая война и введение «сухого закона» вызвали череду «винных бунтов», прокатившихся по стране на волне мобилизации в действующую армию. В массовом порядке население стало замещать запрещённый крепкий алкоголь суррогатами, что нередко приводило к отравлениям. В крупных городах получали распространение тяжёлые наркотики, такие как опиум и кокаин.
Тем не менее, использование средств пропаганды в деле борьбы с алкоголизацией населения приносило свои положительные результаты. Советская власть, изучив первый робкий опыт, поставила «шершавый язык плаката» на широкую ногу в борьбе с асоциальными явлениями в новом государстве. Политика, направленная на построение индустриального советского строя, всеми способами пыталась выдавить пьянство из жизни общества, как несовместимого с новой жизнью. Образ плакатного творца-строителя с открытым лицом стал символом времени, а алкоголик становился его идеологическим антиподом. Посыл, вместе с тем, оставался прежним со времён С.Ю. Витте — построить великую страну можно только с трезвым обществом, и актуальность его сейчас как никогда высока.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Владислав Реутов,
член Российского исторического
общества в г. Чита
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№4 (1696) // 26.01.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев