В 2018 году мы отмечали 80-летие высшего педагогического образования в Забайкалье, связанное с созданием Читинского государственного педагогического института (1938). А в 2021 году празднуем ещё один юбилей: 100-летие высшего образования в крае, который связан с созданием Государственного института народного образования в Чите.
Подобная, на первый взгляд, путаница в датах говорит о непростой истории развития высшего образования в крае и даёт повод вновь обратиться к этой теме.
Рождение вуза
В 1921 году, 9 октября, в Чите — столице формально независимой Дальневосточной республики (ДВР), открылся Государственный институт народного образования (ГИНО) — первое высшее учебное заведение в нашем крае (решение о его создании было принято ещё в 1920 г. — в период белой государственности). Его целью была подготовка «деятелей по дошкольному воспитанию, учителей и инструкторов для трудовой школы». Институт был создан в крайне сложное время. Причины его создания становятся понятными, если посмотреть в целом на ситуацию с развитием высшего образования в Сибири. Первенствующее положение в этом отношении, несомненно, занимал Томск, где находился старейший в Сибири университет и ещё несколько высших учебных заведений. В 1917-18 годах в Омске открылись коммерческий и сельскохозяйственный институты. Создаются и новые университеты — Иркутский (1918) и Дальневосточный (Владивосток, 1920). К концу 1920 года в восточных регионах страны действовало девять высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 10 тыс. студентов. Отметим, что все эти учебные заведения создавались и при царе, и при Временном правительстве, и в условиях Советской власти, и в годы белой государственности. То есть, несмотря на перипетии времени, несмотря на катастрофически слабое материальное обеспечение образования в целом, общество тогда созрело до понимания важности высшего образования.
В эти годы педобразование Забайкальской области представляли три учительских семинарии: (в Чите, Верхнеудинске и Александровском Заводе, Сретенске), а в 1920 году в Чите открылся учительский институт. Все они давали среднее педобразование. Высшее учебное заведение — институт народного образования, как прообраз педагогического вуза, появился в Чите, как и в Красноярске, Иркутске и Владивостоке, в 1921 году.
Вновь созданный институт расположился в здании 1-й женской гимназии с солидной на тот период материальной базой (располагалась на углу улиц Уссурийской и Софийской, ныне им. Чкалова и им. Бутина). Гражданская война не благоприятствовала развитию учебного заведения: вначале здесь расположились (с февраля 1920 года) штабы отступавшей колчаковской армии, а с осени — Народно-революционной армии ДВР. В здании пострадало отопление, вышло из строя электричество, на восстановление которых потребовались немалые затраты. У нас нет конкретных данных о материальном положении преподавателей вуза, но об этом мы можем судить по другим сведениям. Например, о нищете и разорении населения Читы сообщает американский журналист Дж. Вуд в статье, опубликованной в 1923 году в журнале «National Geographic Magazine». В частности, он приводит описание парада учащихся, на котором даже многие учителя были босыми.
Новому вузу нужны были специалисты, и сюда потянулись преподаватели и даже профессора из Казани, Томска, Иркутска. В «сытой» Чите они надеялись избежать голода, охватившего Поволжье и Сибирь, кто-то, не симпатизировавший Советам, бежал от «чисток» новой власти, притеснявшей их как представителей российской элиты. Многие из них надеялись на сохранение в новом вузе университетской автономии, дававшей простор науке и образованию.
Что успели сделать
Первым ректором стал известный историк, профессор Владимир Иванович Огородников. Создано два факультета: физико-математический (декан — профессор А.А. Половинкин) и гуманитарный (декан — профессор М.М. Рубенштейн, а после его отъезда — профессор П.П. Маслов). В институте работали пять профессоров, семь штатных и девять внештатных преподавателей, а также семь ассистентов. Лекции читали и видные забайкальские краеведы и общественные деятели — А.К. Кузнецов, А.Н. Бек, М.И. Союзов, А.В. Харчевников и др. Институт содержался государством, но средств этих не хватало, дополнительными источниками были плата за обучение и пожертвования. В первый год число студентов и вольнослушателей превысило 1200, но за год оно уменьшилось более чем наполовину.
Приоритетным направлением вуза стали научные исследования, в том числе научная работа со студентами. Действовали научные общества и кружки: экономический, историко-литературный, философское общество; кружок друзей музея и любителей естествознания. Помимо организаций публичных лекций, в течение зимы 1922 года кружковцы приводили в порядок библиотеку Читинского музея. Весной 1922 г. при участии членов литературного кружка издан литературно-художественный сборник «Камены».
На торжественном заседании по случаю первой годовщины открытия института 9 октября 1922 г. декан физико-математического факультета, министр народного просвещения ДВР, профессор А.А. Половинкин сделал основной доклад: «Современные задачи изучения Русского Востока в связи с международным и географическим его положением», выбор темы которого был не случайным. Для института изучение территории всей Дальневосточной республики от Байкала до Тихого океана было актуальным: возрастало международное значение Русского Востока, как соседа крупной мировой державы, Японии и богатого ресурсами и дешёвой рабочей силой Китая. Половинкин предложил обобщить накопленные в разных изданиях научные материалы по Дальнему Востоку и подготовить общий историко-географический очерк региона. При этом не обойти вниманием изучение дальневосточных народов, сохранение архивов. Согласитесь, насколько важны те же задачи сейчас по прошествии 100 лет.
Определённым вкладом в разработку этой проблемы явились «Труды Государственного Института Народного Образования в г. Чите», редактором которых стал ректор института профессор В.И. Огородников. Вышедшая в 1923 году книга состояла из двух разделов — «науки естественные» и «науки гуманитарные». В ней были затронуты проблемы «вечной» мерзлоты региона, висмутовых руд, помещены статьи экономического содержания, в частности об исследованиях бюджетных вопросов, о частном и о народном хозяйстве, лингвистики, фольклоре, истории покорения Сибири, т.е. проблемы «сибиреведения». Спустя год были опубликованы «Известия Государственного Института народного Образования в Чите. Книга 1». Они содержали: научный, педагогический отделы, хроника, библиография. Открывала издание статья профессора А.А. Половинкина «Современные задачи изучения Русского Востока в связи с международным и географическим его положением», которая представляла собой уже упомянутую речь по случаю годовщины института. Также здесь были напечатаны статьи о древностях Забайкалья, об изучении сибирской диалектологии, педагогические исследования. «Известия» содержали обширный информационный материал о деятельности музеев ДВР (Читинского, Хабаровского и Троицкосавского), обзор изданной литературы.
Несостоявшийся университет
Как видно, планка, взятая институтом, была высока. Уже в августе 1922 года в правительстве ДВР обсуждался вопрос о преобразования ГИНО в университет с новыми факультетами. Эти планы будут нарушены в конце 1922 года, когда ДВР войдёт в состав РСФСР и начнётся пересмотр состава преподавателей и студентов, что произошло ранее в других сибирских вузах. В результате из 10 профессоров в читинском вузе остались трое — А.А. Половинкин, А.Н. Петров и А.Л. Бродский (новый ректор). Студентов исключали за буржуазное происхождение, службу в белой армии и т.д. В марте 1923-го Наркомпрос РСФСР преобразовал институт в Читинский государственный университет, но одновременно перевёл его на местный бюджет, что было чревато фактической ликвидацией вуза: Дальревком, не имея средств, решил объединить Читинский университет с Дальневосточным, переместив преподавателей, студентов и имущество во Владивосток. До Владивостока смогли добраться немногие…
Читинский вуз был не единственным, на который не хватило средств. Некоторые сибирские институты были реорганизованы в средние профессиональные заведения и к началу 1923/24 уч. года в Сибири осталось лишь семь высших учебных заведений. В 1924 году обучение в вузах сократили до трёх лет, отменили курсовые и дипломные, хотя спустя два года вернулись к прежним срокам и методам обучения. С уверенностью скажем, что ликвидация высшего учебного заведения в Чите отрицательно повлияла на развитие края. Учителей теперь готовили только в педагогических техникумах, которые, по словам наркома просвещения А.В. Луначарского, являлись «прескверными», что в них сохранялся «самый затхлый семинарский дух и за ними требуется бдительный надзор».
А что потом?
Высшее учебное заведение — Читинский государственный педагогический институт вновь возникло в крае только спустя 15 лет (1938). Во второй половине 1950-х высшее руководство образованием решило, что провинциальным педвузам не помешало бы заниматься научными исследованиями. И в 1957 году в Чите родилось научное издание — «Учёные записки ЧГПИ» (35 лет после издания «Трудов ГИНО»). Как видим, высшее педобразование в крае, зародившись в 1920-е годы, возобновилось спустя годы. Хочется, чтобы следующий юбилей высшего педагогического образования прошёл в отремонтированном актовом зале историко-филологического факультета, где раньше располагалась женская гимназия и Институт народного образования (с начала 2000-х гг. зал закрыт, а о его существовании многие студенты и не догадываются).
На современной эмблеме ЗабГУ указан год его создания — МСМLХХIV (1974), а на официальном сайте университета значится 1972 год. Так что скоро очередной юбилей и будет ещё один повод подвести определённые итоги развития высшего образования в крае. Как бы то ни было, нам нужно быть благодарными нашим предшественникам, кто 100 лет назад смог взять высокую планку в развитии высшего педагогического образования.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Александр Константинов,
докт. ист. наук, профессор,
председатель Забайкальского отделения
Русского географического общества
«Читинское обозрение»
№44 (1684) // 27.10.2021 г.
0 комментариев