100 лет назад, 1 мая 1921 года, в Чите, столице Дальневосточной республики, впервые праздновали Первомай с государственным размахом.
Первая нелегальная маёвка была проведена в 1902 году и потом, пусть не ежегодно, празднование международного Дня солидарности трудящихся в Чите до 1917 года проводились и большевиками, и меньшевиками, и социалистами-революционерами (эсерами). 1 мая 1917 года все социалистические партии вместе организовали грандиозные для Читы шествие и митинг. Тогда они были ещё едины. В 1918 году Первомай отмечали только большевики, левые эсеры и анархисты. Вновь было шествие и митинг с призывами сражаться с атаманом Семёновым. Интересно, что в 1919 году в Чите пусть не широко, но легально Первомай был тоже отмечен. В 1920-м его если и отмечали, то в глубоком подполье, и это понятно, ведь ещё шли бои за Читу, красные наступали, а белые с японцами оборонялись.
И вот наступил Первомай 1921 года. В ДВР был относительный мир. Попытка белого переворота во Владивостоке в конце марта сорвалась. Учредительное Собрание ДВР, начавшее свою работу 12 февраля, несмотря на все конфликты, сумело дойти до финиша (27 апреля), приняв Конституцию «буферной» республики и избрав Правительство во главе с коммунистом Александром Краснощёковым. Правительство создало Совет министров во главе с большевиком Петром Никифоровым. Казалось, жизнь налаживалась. Пришло время праздника. Его особенностью в тот год было то, что Первомай совпал с Пасхой.
Главные лозунги с учётом двух праздников
С подшивками газет за 1921 год удалось познакомиться в краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова. Значительная часть номеров и государственной «Дальне-Восточной Республики» («ДВР»), и главной большевистской газеты «Дальне-Восточная Правда» («ДВП») 1 мая были посвящены истории этого праздника и его особенностям в республике.
О размахе предстоящего в этот день события говорилось в заметке «Порядок празднования 1 мая в Чите». И для детей, и для взрослых запланирована просто грандиозная программа. И было подчеркнуто: «Все зрелища бесплатны».
«ДВП» вышла под праздничными (в красной краске) заголовками и лозунгами. О том, что для большевиков союз с меньшевиками, эсерами и народными социалистами, с которыми они вместе работали в Учредительном Собрании, был недолговечен, говорил лозунг, помещённый рядом с названием газеты: «Да здравствует III-й Интернационал без соглашателей, холопов капитала».
Передовица называлась «Наш праздник», и она гордо констатировала: «В грозе и буре, в крови и слезах, в голоде и бесконечных страданиях рождается новый мир всеобщего братства трудящихся». Достаточно забавны «Первомайские мотивы», автором которых был местный поэт Виктор Похвалинский. «Сегодня первое мая, сегодня солнце хорошо улыбается и кивает нам, — писал этот автор. — Берите свои красные флаги, покрашенные кровью; пойте свои песни — они испарения вашей крови. Радуйтесь сегодня, а завтра вам опять идти на костёр». И далее он продолжал: «Но занимаются уже невиданные зори: чудо, политое потом и кровью, растёт».
Даже в этих строках виден намёк на родство Первомая и Пасхи. Но чтобы не было никаких сомнений на сей счёт, газета печатает большую статью «Два праздника», автор которой подробно расписывает, что Иисус Христос был первым… социалистом, идеи которого извратили церковники. Итоговый вывод статьи пытался сблизить два праздника: «Пасхальный звон колоколов встретится в этом году с рабочими гимнами в честь Первого Мая. Пусть же христиане, которые встретят свой праздник с верой в наступление царства справедливости на земле, поймут в этот день, что путь в это царство справедливости — только под алыми рабочими знамёнами и с оружием в руках». И кое-кто в Чите в пасхальную ночь оружие в руки взял.
Следующие номера этих газет вышли после праздника 5 и 6 мая, и в них были опубликованы репортажи, как же прошёл Первомай 1921 года в Чите.
Первый майский парад и не только
Если до этого Первомай был исключительно праздником трудящихся и мирных митингов и демонстраций, в этот раз впервые власти «буферной» республики решили продемонстрировать и свою военную мощь. Именно первомайскому параду в Чите большее внимание уделила государственная газета «ДВР».
«Первое мая, совпавшее ныне с праздником Пасхи, было встречено Читой с особой торжественностью, — начинался репортаж в этой газете 5 мая. — В 11 часов дня на площади Свободы (ныне здесь находится кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери — авт.) состоялся смотр войскам и рабоче-профессиональным организациям. Заместитель Председателя Правительства (любили в тот период многое выделять большими буквами — авт.) гр. Матвеев через вновь назначенного Военного Министра и Главнокомандующего гр. Бурова вручил одной из отличившихся дивизий знамя с надписью: «Вперёд, за власть рабочих и крестьян», после чего войска продефилировали перед Правительством, в группе которого находилось несколько членов Совета Министров во главе с председателем гр. Никифоровым. Войска приветствовал председатель Учредительного Собрания, член Правительства, гр. Шилов. Прекрасно обмундированные и дисциплинированные части регулярного формирования и матросы производили в высшей степени приятное впечатление, но выдающиеся симпатии вызывали, как самоотверженные добровольцы, партизаны в своих коротких куртках крестьянского покроя. В течение всей церемонии над площадью кружилось несколько аэропланов, планировавших часто так низко, что были ясно видны летчики, приветствовавшие собравшихся отданием чести под козырёк и скидывавшие с аэропланов летучки (листовки — авт.) о празднике 1 мая.
Заместитель председателя правительства ДВР Николай Матвеев (в шляпе) обходит войска НРА на параде
После парада на площади были устроены развлечения последовательно для детей и взрослых. Вечером состоялись массовые митинги и разные развлечения в кино, театрах и закрытых помещениях».
В репортаже, опубликованном в «ДВП», о параде тоже написали, уточнив, что «реявших» над площадью аэропланов было три, но главное внимание уделили части праздника, происходившей на главном вокзале города: «По окончании парад, профсоюзы пошли на ст. Чита II, где стоял состав с двумя паровозами и 12 вагонами, отремонтированными в сверхурочное время транспортниками–коммунистами в честь своего праздника 1 мая. На паровозах и на каждом вагоне коммунистические лозунги. Трибуной для ораторов служит площадка паровоза, откуда несутся простые, но великие слова о международной солидарности трудящихся и о борьбе за Новый Мир. Под дружные и горячие приветствия, под мощные звуки «Интернационала» поезд, созданный руками коммунистов, отправился на Дальний вокзал (так тогда называлась станция Чита I — авт.), где был организован ряд митингов чисто пролетарского характера без участия мещанской массы».
Рассказывая о том, как в этот день развлекали ребятишек, многих из которых катали на автомобилях по городу, репортёр привёл интересный эпизод: «Случайно через площадь идёт японский офицер (в Чите находилась в то время японская военная миссия — авт.). Он с любопытством оглядывает детей, а какой-то малыш с весёлой улыбкой и сверкающими глазами вызывающе показывает японцу свой красный флажок…».
Тут же сообщалось: «По окончании игр детей и парада скаутов (пионеров в Чите ещё не было — авт.), участники торжества отправились во 2-е общественное собрание, где был устроен детский спектакль и угощение для маленьких гостей. Такое же угощение было организовано в ряде других мест и на Дальнем вокзале».
А на Черновских копях люди к 10 часам утра пришли к зданию райкома партии. «Скоро вся масса построилась в колонны: впереди шёл хор, за ним вооруженные бойцы, затем шли женщины, за ними дети, союз молодёжи, члены организации Р.К.П. (коммунисты — авт.), рабочие углекопы, — все под своими знамёнами. Раздалась команда «вперёд», и под пение хора шествие направилось на братские могилы борцов за свободу. На могилах состоялся митинг. Выступали ораторы всех организаций, нарревармии». Затем шахтёрам должен был быть показан спектакль, но, как сообщила газета, к сожалению «обещанная труппа артистов для спектакля на копи не прибыла». И это был не единственный праздничный «косяк».
Никаких дебошей, но…
Кому-то празднование Первомая в Чите понравилась, кому-то нет. Один из журналистов большевистской «ДВП» констатировал 5 мая: «В общем, празднование 1 Мая, прошедшее без обычных общегражданских митингов и манифестаций, носило необычный характер, однако, недостаточно ярко выраженный».
В заметке «Как прошли праздники» (имелся ввиду не только Первомай, но и Пасха) в этом же номере «ДВП» неизвестный журналист писал: «Вопреки обычной у нас картины появления в большие праздники на улицах пьяных, в истекшие праздники в городе пьяных не наблюдалось и никаких дебошей не происходило. Единственным крупным событием была стрельба отдельных лиц и воинских частей в ночь на 1 мая в честь наступившей Пасхи. Это обстоятельство не могло не внести некоторое беспокойство в городе».
Поясню, что тогда среди бойцов Народно-революционной армии ДВР было немало тех, кто ещё недавно служил в частях адмирала Колчака, генерала Каппеля и атамана Семёнова. Большинство их не были коммунистами, а оставались верующими православными. Но если эти, радуясь, просто стреляли в воздух, то объявились и те, кто в эту ночь стрелял по «живым мишеням». И противников новой власти, и просто бандитов в Чите тогда было много.
Вот что сообщалось в хронике происшествий, опубликованной 5 мая в «ДВР»:
«С 12 до 2 часов ночи на 1 мая по городу были произведены отдельные выстрелы, местами взрывы бомб. Задержать виновных в стрельбе не удалось.
В 12 часов ночи на 1 мая в патруль курсантов Военно-Политической школы на углу улиц Уссурийской и Албазинской (ныне Чкалова и Курнатовского — авт.) неизвестно кем была брошена бомба, которая сделала перелёт и в 5-6 саженях (примерно в 10-12 метрах — авт.) от патруля разорвалась, не причинив никому ранений.
— В 1-м часу ночи на 2 мая по патрулю милиции и бойцов 8 неизвестными была открыта ружейная стрельба. Выяснить и задержать неизвестных не удалось и таковые скрылись».
Но самым громким событием стало совершённое накануне праздника убийство начальника снабжения Амурской дивизии М. Казакова. Убили его не белогвардейцы. Его застрелил военный комиссар одной из бригад этой же дивизии Шапов. «Поводом послужило то обстоятельство, что в течение долгого времени, несмотря на обещания, бригада не была удовлетворена необходимым обмундированием и продуктами. Вину за неурядицу в снабжении масса бойцов сваливала на ответственных по снабжению работников, и выстрел Шапова являлся психологическим выходом для разрешения сгустившейся накануне праздников атмосферы. И странное дело — отсутствовавшие предметы немедленно были выданы начснабглавом, хотя и не в полном объёме». «Будем надеяться, — писала большевистская «ДВП», явно симпатизировавшая комиссару, — что вновь назначенные полит.комиссар и главком (он же и военный министр) примут возможные, но энергичные меры к устранению явных дефектов».
Отпраздновав Первомай и Пасху, читинцы приступили к своим обычным делам. Они не знали, что уже в этом месяце в их «буферной» Дальневосточной республике вновь вспыхнет гражданская война…
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№19 (1659) // 05.05.2021 г.
0 комментариев