Главная / Авторы / Раиса Гончаренко / Первый почтмейстер
Первый почтмейстер
23 декабря 1858 г. приказом «перемещён почтмейстером в читинскую областную почтовую контору коллежский советник Михаил Александрович Петров»


При изучении документов краевого архива автору этих строк встретилось дело в синеватой обложке, где чётким и ровным почерком указано: «Формулярский список Читинского областного Почтмейстера, Коллежского Советника Михаила Александровича Петрова», а ниже — «составлен 15 сентября 1868 года».

Биография
23 декабря 1858 г. приказом по Главному Управлению почт «перемещён почтмейстером в читинскую областную почтовую контору коллежский советник Михаил Александрович Петров». В формулярном списке о службе в почтовом ведомстве в должности почтмейстера — «М. А. Петров (р. 1799), русский, из служительских детей, православный. Окончил учение в Малоярославском уездном училище. В 1818 г. девятнадцатилетний М. А. Петров вступил на службу в Козельскую почтовую контору почтальоном. В 1819 перемещён в Калужскую губернскую почтовую контору канцелярским служителем с чином копииста. Произведён в подканцеляриста. В 1830 командирован в Михайлов, для управления почтовой экспедицией».

Каковы личные качества М. А. Петрова? В 1834 он перемещён в Витебскую губернскую почтовую контору старшим сортировщиком с переименованием на основании указа Правительствующего сената от 24 октября 1829 г. в коллежские регистраторы. За отличную усердную службу в 1836 г. Всемилостивейше пожалован 300 рублями ассигнациями. Направлен на должность витебского губернского почтмейстера: произведён в XII класс со старшинством. 31 декабря 1837 г. за успешную, бессменную службу произведён за выслугу лет в коллежские секретари со старшинством, в 1841 г. — в титулярные советники со старшинством. В 1852 — в коллежские асессоры со старшинством. Кавалер орденов св. князя Владимира 4 ст., св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., имеет знак отличия — беспорочной службы за 25 лет. Награждён тёмно-бронзовой медалью за участие в войне 1853-1856 гг.

Жена — Надежда Ивановна, сыновья: Владимир (р. 1837) — почтмейстер в Верхнеудинской почтовой конторе, Иван (р. 1845) — на службе в канцелярии Генерала-Губернатора Приморской области, дочь — Мария (р. 1826) — в замужестве. Жена и дети — православного вероисповедания.

Ускорить доставку
М. А. Петров, став во главе Читинской почтовой конторы, обращается в Департамент почт с запиской «Об улучшении хода почт от Читы через Нерчинск в Амурскую и Приморскую область», заключает контракты на перевозку почты частными предпринимателями, которые выигрывают на торгах и предлагают более низкую ставку за обслуживание (до 1859 года — по 1 коп., с 1859 по 1874 гг. — по 2 коп., с 1874 года — по 3 коп. за версту и лошадь). Гарантией качественного обслуживания станций является залог, который составляет треть годовой оплаты, причитающейся за содержание станции.

24 февраля 1858 г. господин Губернатор Восточной Сибири в письме к почтмейстеру Читинской областной почтовой конторы М. А. Петрову сообщает: «Корреспонденция отправляется через Нерчинскую почтовую контору летом на судах и пароходах, зимой — на обывательских лошадях. Дабы почта по Амуру проходила своевременно, без ущерба для казны, следует сделать подробную опись дороги от Нерчинска, далее — от Николаевска, из расписаний сделать таблицы на каждой станции, чтобы лошади были в готовности, обязать заведующих станциями наблюдать за набором для корреспонденции в почтовых местностях ежемесячно. Назначить составляющих подорожные этим этапом от Читы до Нерчинска. Что адресовано на тракт до Благовещенска, то запаковывать в трактовую сумку, а что следует в почтовом месте, стоящем далее, заделывать в чемоданы и сумки со штемпелями. Назначить при отправлении почт-клади до 20 пуд. на пару, по 10 пудов на лошадь. Необходима выдача квитанции под каждую кладь, для сопровождающих почту казаков — подорожной. Почту сопровождает полицмейстер. Ценность почты: в обеспечение оной на почтовых станциях, где отбывание от почтовой гоньбы охраняется казачьим войском, полицмейстеры и казаки должны иметь воображение. Если печати на сумках кажутся повреждёнными, должны сообщить заведующему станцией, сделать отметку в подорожной. Если не окажется чемодана или чего-либо, что записано в накладную, немедленно принять меры».

Казаки и крестьяне в помощь
А вот что предлагается 1 декабря 1859 г. в обращении к господину председательствующему в совете Главного управления Восточной Сибири, на письмо почтмейстера Читинской областной почтовой конторы, надворного советника Петрова: «Весьма необходимо увеличить штат конторы, решить вопрос о возведении её из 3 класса во 2 класс и к 10 почтальонам добавить ещё 5». И сообщается: «Государь Император Высочайше повелел: почтовые сообщения производить через казаков, для которых куплены за счёт государства лошади, поселенческих крестьян. За вывозку почт и эстафет, курьеров, предназначенных по казённой надобности, установить плату по 3 коп. серебром за каждую версту и лошадь. Вменить по почтовому ведомству — платить за прогоны, за отвоз почты».

3 сентября 1860 г. Главное управление Восточной Сибири в адрес почтмейстера М. А. Петрова сообщает (№ 1540): «Согласно правилам почты, следующие из Читы на Амур должны быть отправлены из Читы до Сретенска в повозках, от Сретенска до Благовещенска в лодках, за присмотром казачьих урядников или почтальонов». Читинская областная почтовая контора имела честь донести господину Военному Губернатору, что «почты на Амур отправляются из Читы с почтальоном и казачьим урядником. Отправление тяжёлых почт всегда идёт сплавом до Благовещенска, исправно доходит и может быть отправлено дальше».

…И на пароходах тоже
Почтмейстер Читинский областной почтовой конторы М. А. Петров доводит до сведения Почтового Департамента от 15 мая 1862 г. (№ 849): «Почты из Читы в Иркутск с 16 и из Иркутска в Читу с 18 мая с. г. на Высочайше утверждённого в 3 день октября 1861 г. положения Сибирского комитета будут следовать в продолжение лета и до 15 ноября через Байкал на пароходах. Вследствие чего набор корреспонденции в Иркутск и Кяхту будет производиться в областной конторе по воскресеньям и средам до 12 часов пополудни. Почты из Читы в Иркутск отправляются в те же дни до 16 пополудни. Получение из Иркутска — в субботу и вторник с 12 часов пополудни».

Губернатор Восточной Сибири Губернатору Забайкальской области (4 февраля 1862 г.) сообщал интересный факт, иллюстрирующий, как доставлялась почта на пароходах. Есть информация и о перевозках пассажиров на этом виде транспорта: «Всем капитанам казённых речных пароходов, поддерживающих сообщение по Амуру в виде опыта навигации 1862 года, установлены нижеследующие правила о взимании платы с пассажиров и клади, имеющих перевозку на пароходах по Амуру; пассажирские места можно разделить на 2 разряда — в каютах и палубе; определение мест делается капитаном; распределить пассажиров в общих или особых каютах. Дети моложе 12 лет не платят. Такса на пассажирские места Сретенск-Благовещенск в каюте — 20, на палубе — 3, с пуда и выше — 2 рубля; Благовещенск-Хабаровск в каюте — 15, на палубе — 2, с пуда и выше — 1 руб. 50 коп.; Хабаровск-Николаевск в каюте — 15, на палубе — 2, с пуда и выше — 1 руб. 50 коп.

Капитаны обязаны захватывать корреспонденцию на станциях, где располагаются бригадные, полковые и батальонные штабы. Пароходы, вступая в пределы области, исполняют распоряжения Губернатора».

Министерский уровень
В 1865 году Главное управление почт реорганизовано в Министерство почт и телеграфов.

31 мая 1866 года почтмейстер Читинской областной конторы М. А. Петров представляет господину Военному Губернатору Забайкальской области выписку о «разгоне почтовых лошадей от Посольской почтовой станции до Голоустиной — 677, до Степнодворецкой — 1338, Култулиной — 181. Итого: 2196 лошадей».

В 1868 году областную почтовую контору возглавляет почтмейстер, коллежский асессор Павел Иванович Малявкин, помощник его — надворный советник Порфирий Алексеевич Меркушов.

Жаль, что сейчас нельзя увидеть, как быстро летела почтовая «птица-тройка» по российским дорогам. Подобранные в масть кони, звонкий колокольчик под дугой, летящая из-под копыт снежная пыль. Сказочное зрелище. Средняя скорость тройки по хорошей дороге составляла 8 вёрст в час.


Как быстро летела эта «птица-тройка»

В 1847 году в первых московских соревнованиях троек лучшая тройка прошла 33 версты за 1 час 23 минуты 18 секунд.

Русский писатель Успенский так отзывался о поездке на сибирской почтовой тройке: «От постоялого двора до церкви верста, от церкви до изгороди с караульным ещё одна, от изгороди до почтовой дороги — третья. Как проехали, когда — не осознал. В себя приходишь на первой остановке, после 15 вёрст. Выясняется, что ни ямщик, ни кони не сошли с ума — обычная сибирская езда. Нужно было немалое терпение и даже мужество, чтобы выдержать 1687 вёрст сибирского тряского пути».

Все материалы рубрики "Страницы истории"
 

Раиса Гончаренко, историк
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№42 (1630) // 14.10.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net