В «Читинском обозрении» №10 от 6.03.2019 г. мы рассказали о загадочном фотографе С.Б. Туманове, запечатлевшем виды Читы в 1878 или 1879 гг. Сегодня представляем вашему вниманию два снимка столицы Забайкалья, сделанные в ту же пору довольно известным фотомастером. Звали его Эмиль Нино.
По информации хабаровского фотографа и краеведа Валерия Токарского, «фотограф Эмиль Теодор Нино (1845–1923) оставил богатое наследие этнографических фотографий. Его снимки хранятся на родине во Франции, более двухсот фотографий ещё при жизни он сдал в Гродековский краеведческий музей Хабаровска. Большая коллекция мастера находится сегодня в стенах Дальневосточной государственной научной библиотеки». Получить более подробную информацию о Э. Нино и рассмотреть некоторые его работы можно в интернете, просто набрав в любом поисковике имя фотографа. Поэтому здесь не будем останавливаться на его биографии подробно.
Нерчинский краеведческий музей давно сотрудничает с коллегами из Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, обмениваясь информацией и опытом работы. Несколько раз наши друзья предоставляли фотографии из своих коллекций для иллюстрирования книг «Нерчинск» и «Сретенск», вышедших в Альбомной серии «Энциклопедии Забайкалья», а также для художественного альбома «Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия».
Примерно год назад мы получили от хабаровчан сообщение, что в их коллекции появились новые фотографии с видами Нерчинска и Читы, автором которых является Эмиль Нино. Чуть позже были присланы и цифровые копии этих изображений.
Город Чита, общий вид
Ныне улица Горького
Данное событие повлекло за собой ряд открытий. Оказалось, что и в наших фондах есть несколько фотографий, ранее хранившихся без определения авторства, а теперь получивших имя фотографа. У них идентичны не только паспарту, но сами некоторые кадры.
Паспарту (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру.
Теперь нужно было составить новое уточнённое описание для этих снимков. Для сбора биографических сведений об Эмиле Нино мы обратились к помощи «всемирной паутины» и неожиданно обнаружили очень знакомый фотосюжет: река, лодка с «домиком», развевающийся над ним флаг, позирующий человек. Чуть позже и в музейном фотособрании «выскочил» другой, тоже знакомый ракурс: река Ингода, церковь в с. Кайдалово, рыбаки на берегу…
И тут в голове «сработал выключатель» – ведь эти сюжеты практически один в один похожи на «Атамановку» и «Кайдалово» С.Б. Туманова! Единственная разница – чуть-чуть изменён ракурс, в лодке с «домиком» другой персонаж, а рыбаки на Ингоде немного поменяли позу. В остальном же эти кадры буквально, как близнецы. Сравнили «Читу» Нино со снимками Туманова – вновь довольно похожие виды! Стало быть, скорее всего, оба фотографа в 1878–1879 гг. совершили совместное путешествие по Забайкалью, оставив потомкам уникальное наследие.
Как помнят наши читатели, Туманов запечатлел 10 видов Читы. В коллекции Нино их известно пока два, а это значит, что в будущем вполне вероятны и новые находки.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Александр Литвинцев
«Читинское обозрение»
№16 (1552) // 17.04.2019 г.
0 комментариев