Атмосферу того – первого победного мая удалось передать организаторам праздничного концерта для ветеранов Черновского района. Центры «Берегиня», «Надежда», «Доверие», районный совет ветеранов, школа №30 и лицей №12, библиотека №5, в актовом зале которой проходил концерт, объединились, чтобы праздник получился достойным повода.
– Бабушка, вам помочь? – кидались навстречу школьники в форме времён войны. Ветераны с благодарностью опирались на предложенную руку. Некоторые, передвигаясь с трудом, всё же отвечали с достоинством: «Спасибо! Сама… потихоньку…».
Участники войны, труженики тыла задерживались у столов с поделками: танки, гвоздики, вечный огонь в разных техниках старательно сделали взрослые и совсем юные (5-7 лет!) подопечные социальных работников. На стендах – реликвии библиотечного фонда: тот самый номер «Комсомольской правды», материалы о войне и фронтовиках-забайкальцах более поздних лет.
Идея провести «праздник для всех» родилась в Черновском комплексном центре социального обслуживания населения «Берегиня». Одна из «берегинь» Татьяна Ворошилова (заведует отделением дневного пребывания и социального патронажа, ведёт работу с детьми из многодетных, опекунских, неполных семей) рассказывает:
– Стараемся деткам привить любовь к Родине, уважение к старшим, к близким. Сотрудничаем с Черновским советом ветеранов, с обществами инвалидов. Чтобы дети знали, что кому-то, совсем рядом, тоже нужны помощь, тепло, забота. Праздник – безусловно, знак уважения к ветеранам, а ещё возможность показать ребятам, что наши дорогие герои не зря боролись за мир – что мы их чтим, помним и любим.
Постарались продумать всё: пригласительные вручали каждому лично. Ребятишки сделали открытки (такие куда ценнее стандартных покупных). Помещение проветрили, чтобы гостям дышалось полной грудью. На столиках поставили воду: вдруг пить захочется…
Украсить зал, одарить ветеранов не только теплом, но и коробками конфет помогло отделение ЛДПР. Пожилые подопечные социальных центров получили также «фронтовые пайки» от «Берегини» – хорошие продуктовые наборы, которые нелишни накануне праздника.
Ветеранов в библиотеку и по домам доставляли автобусом. Кого-то привезли родные, зная, что положительные эмоции в любом возрасте – лучший витамин. Уж этой «подпиткой» на концерте заряжали основательно. Виновникам торжества вручали благодарности от губернатора края, первых лиц района и города.
– Служу Советскому Союзу! – шутливо рапортовали увешанные боевыми орденами фронтовики. У одного из них, участника обороны Ленинграда, Василия Ивановича Путинцева накануне вышел сборник стихов о войне.
– Не надо меня хвалить! – возразил овациям прославленный фронтовик. – Не поэт я. Для себя и товарищей написал.
Творческие коллективы исполнили песни военных лет. Лихо отстучали каблучками «Вареньку». Прочли стихи. Все артисты получили благодарственные письма. Но самое ценное – ведущие чутко ловили настроение зала, в том числе молодой части аудитории. И, если накал хоть чуть ослабевал, немедленно звучало в тональности Левитана: «За Великую Победу нашим героям – аплодисменты!».
Примите и наши – с уважением и благодарностью.
Незадолго до концерта посчастливилось поговорить с Георгием Кузьмичом Филатовым. Награды за боевые и «мирные» заслуги – кольчугой на пиджаке. Чтобы не припоздниться, Георгий Кузьмич после «марш-броска» в город по неотложному делу и обратно «бегом прибежал, задохнулся маленько даже». Много позже поняла, что в следующем году он отметит 90-летие: поразительно, как спорит паспорт с возрастом души!
Хинган сержанта Филатова
– Родился я в 1926 году в селе Альбитуй Красночикойского района. Потом отец перевёз нас на прииск в Шилкинский район в село Жарча. Три сестрёнки у меня было. Отец, помню, мечтал: «Ты у меня один сын – высшее образование у тебя обязательно будет». Мама улыбалась: «Дочери как же?!» – «Дочки как-нибудь. А сына выучить надо».
Семь классов я окончил, в пионерском лагере был, когда началась война. Отец порешил: «В рабочем посёлке вам тяжело будет» – и в ночь перевёз в село, к родственникам. А сам уехал на фронт, в 1942-м погиб под Сталинградом. А в 43-м, 15 сентября, мне исполнилось 17 лет, а с ноября началась у меня военная служба.
После учебки в Оловяннинском районе я получил звание «младший сержант», был командиром отделения. Собрали нас в 9-ю роту (фронтовая). Мы все, конечно, написали заявление – рвались на фронт. Полушубки нам выдали, ватные брюки, катанки – собрались мы уже. Но пришла команда и на построении объявили: здесь вы нужней – обучайте солдат, японцы только и ждут, чтоб кинуться.
И вот, в 1945 году, когда Берлин пал, нас подняли по тревоге. Мы вышли и… пошли. Прошли Монголию через Гоби – долину смерти, как называли её. Курдюки бараньи давали. 250 г воды на день. Жара – 40 градусов. Озерки попадались дорогой… отравленные японцами. Солдаты выскакивали из строя, падали, зачерпывали воду касками: хотя бы глоточек… С неба – ни капли. Месяц с лишним так шли.
Переправились через Аргунь – кто на бочках, кто на лодках, кто на досках, и шли дальше. Прошли Большой Хинган (вулканический горный хребет на северо-востоке Китая и востоке Монголии – прим. авт.). Тяжёлый Хинган был – даже танки едва поднимались. И вот тут пошли дожди. Каждый день! Шинели мокрые, сами мокрые, за воротник всё бежит. А боевая же обстановка – на каждом две гранаты, автомат, вещмешок… Силёнки-то у нас ещё не очень-то много в 19 лет, да и выдохлись – кормили-то неважно: война.
Ночь шли. А днём, в жару, палатку натягивали. Два часа отдыху – и снова идти.
Первый бой мы приняли в Хайларе. Сначала «Катюши» пробили – поверх, через наши головы. Мы лежали наготове – диски, автоматы в руках. После «Катюш» танки пошли. А за танками команда была: «Встать! Вперёд!».
После «Катюш» земля горела под ногами. Японцы оружие бросали, удирали, но смертники стояли и стреляли, стреляли.
Хайлар мы взяли, передохнули немножечко и – дальше. В Чанчуне 2 сентября 1945-го встретили светлую победу, кричали «Ура!», салют был. Очень хотелось нам поглядеть на последнего маньчжурского императора Пу И (прослышали, что привезут его скоро). Кто конвоировал, потом говорили: «Ничего особенного – высоконький, худенький человек, нарядный разве что». Самолётом его увезли в Читу, потом в Молоковку.
Ну и всё. В ноябре 45-го мы возвратились в Оловянную. Мне как хорошему бойцу дали отпуск аж месяц. Поехал домой. Девчонкам и матери трудно пришлось в войну, я маленько помощь привёз – одежонку с Китая: кому кофточку, кому юбку, сапоги… После отпуска попал в Песчанку в танковую часть и служил ещё пять лет – тогда же в общей сложности по семь лет служили.
…В январе 1951 года комсомольцу Филатову предложили поработать в сельском хозяйстве. Согласие дал. Единственная просьба была: в родной колхоз – домой, если можно. Окончил техникум. Трудился трактористом, шофёром, комбайнером («хлебушек убирал»). Довелось быть парторгом, учётчиком, заведовать пилорамой и даже одно время возглавлять колхоз «Зелёное озеро» в Тунгокоченском районе. По болезни потом вернулся – до пенсии дорабатывал в родных местах.
Встретил Георгий Кузьмич Полину Анисимовну. Тоже труженица – всю жизнь дояркой: до света подъём, отбой – затемно. Вместе Филатовы «служат» 64-й год! Четверо детей, шесть внучек, три внука, без счёта правнуков. Старшему – 20 лет. Все шансы у ветерана до прапрадеда «дослужиться»!
– Ты мне скажи, – просит, – какая свадьба у нас с Полиной Анисимовной на тот год в октябре будет? Если доживу.
Железная свадьба, Георгий Кузьмич. 70 лет совместной жизни – благодатная, 75 – коронная. И этот Хинган надо взять!
Материалы подготовила
Елена Сластина
«Читинское обозрение»
№18 (1346) // 06.05.2015 г.
Все материалы рубрики "70 лет Великой Победе!"
0 комментариев