Главная / Авторы / Галина Клейнос / Нам память вновь покоя не даёт…
Нам память вновь покоя не даёт…
Члены отряда «Поиск» помогли сотням людей разыскать родных и близких


Нелегко нам далась Победа!
Всё отдали, спасая Отчизну,
Наши воины — прадеды, деды
Ради светлой, безоблачной жизни…

                                         (Рожкова)

75 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Сколько поколений выросло с тех пор! Однако, память о страшных и героических событиях на полях сражений и в тылу, по-прежнему живёт в наших сердцах.

Всё для фронта
Победа у нас была общая, её добывали все народы большой страны. Можно поделить всё: территории, материальные ресурсы, финансы, но Победа — одна на всех. Годы войны — годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Солдат Великой Отечественной, ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, горел в танке под Прохоровкой, принёс свободу узникам Освенцима, Бухенвальда. Ты защищал Отчизну. И не награды тебе были нужны, а — Победа! Накал и масштабы сражений той войны были столь велики, что судьба многих погибших неизвестна. Неслучайно в те годы возникло словосочетание: «пропал без вести». С одной стороны — разрывает сердце от неизвестности, а с другой — несёт, пусть крохотную, но надежду.

Прошли десятилетия. Не осталось надежды. Но память не даёт успокоиться детям и внукам пропавших солдат.

В годы войны Читинская область была тылом. Здесь не рвались снаряды, фашистский сапог не топтал эту землю. Но Победу ковали и здесь. Эта земля принимала обездоленных и согнанных с родных мест людей, делила с ними кров и хлеб. День и ночь работали заводы и фабрики, выпуская снаряды, патроны, армейскую форму. Отсюда уходили на фронт солдаты. Был создан «Фонд обороны», на средства которого строилась военная техника. «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Подвиг тыла… Подвиг, не уступающий ратному. Тыл работал двадцать четыре часа в сутки. А дети? Война стала биографией целого поколения военных детей. Они, как и взрослые, мечтали о её окончании…

Мы знали холод, голод тоже знали. Мы о конце войны, как взрослые, мечтали… (Селянина).

Чита военной поры была большим тыловым госпиталем. В городе раненых принимали двадцать семь госпиталей. Эшелоны с ранеными, надеющимися выздороветь и вернуться на фронт, прибывали на железнодорожный вокзал под утро. Натужно скрипя колёсами, насквозь прокопчённый сажей паровоз останавливался на станции Чита-2. Подъезжали машины с красными крестами на боках. Из вагонов, прошитых пулями, начиналась выгрузка раненых. Теперь судьба спасённых на поле боя была в надёжных руках работников госпиталей.

В 1942 году раненых было особенно много. Немцы рвались к Дону, Кавказу, Волге… Иногда привозили мёртвых. Не успели помощь вовремя оказать, или догнал в пути осколок бомбы. Эшелоны разгружали на станциях Кадала, Черновская, Антипиха, Чита-1.

Борьба за жизнь
С железнодорожного вокзала раненых привозили на сортировочный пункт, где после многодневной дороги они проходили санобработку, и направлялись в специализированные госпитали, в зависимости от типа ранений. У многих бойцов были осложнения, так как привозили людей с ранениями большой давности, от двух до шести месяцев. Если на передовой шла жестокая схватка не на жизнь, а на смерть, то в зданиях эвакогоспиталей велась тяжёлая борьба — борьба за жизнь. Медперсонал стремился поскорее облегчить страдания людей. Многим раненым требовалась кровь для переливания. И донорами становились медицинские сёстры, санитарки и, конечно, жители города. Кровь — это жизнь. В годы войны она нужнее медикаментов. Тысячи фронтовиков с благодарностью вспоминали своих доноров. А как ласково бойцы называли медицинских сестёр — «сестрички»! Они, эти девушки, молодые женщины столько ран перевязали, заскорузлых бинтов перестирали, столько слов, утишающих боль, прошептали, столько писем чьим-то родным и близким написали, что воистину стали сёстрами миллионам людей. А ещё… По словам ветеранов, они были влюблены в сестричек. Бойцы были молоды, и великая целительная сила влюблённости помогала им выздороветь.

Большая тяжесть легла на плечи врачей-хирургов. В эвакогоспиталях трудились лучшие специалисты области. Многие ветераны войны испытали на себе чуткие, нежные, сильные руки наших хирургов. Золотыми буквами вписаны в историю Победы в борьбе за жизнь имена многих забайкальских врачей и медсестёр. Большое спасибо им всем, знаменитым и безвестным, за их бессмертный подвиг.

Свой посильный вклад вносили и рядовые забайкальцы. Помогали кроватями, постельным бельём, посудой, мебелью. Были прикреплены колхозы и совхозы, снабжавшие госпитали овощами, молочными продуктами, мясом. Местные мастерские изготавливали в большом количестве костыли, носилки, судна, травматологическую аппаратуру. Было организовано и культурное обслуживание. Оно проводилось актёрами и творческими коллективами области, а также участниками художественной самодеятельности, демонстрировались кинофильмы. Большую помощь оказывали и дети. Они шили рукавицы, кисеты, вязали носки, писали письма на фронт родным и близким, читали газеты, книги, собирали металлолом, шефствовали над семьями фронтовиков. В годы войны создавали бригады по сбору дикоросов и трав. Наш лес стал большим другом человеку.

Теплом, заботой, лаской были окружены раненые. Люди страдали от боли, раны постоянно напоминали о себе. Уже нет сил бороться с болью. И умирал солдат за Родину на госпитальной койке. Кто-то получит ещё один листок со скорбным сообщением. Только в этом случае напишут: «умер от ран». Вылеченных отправляли на фронт, многие получали увольнение в отпуск или увольнение из рядов Красной Армии. Количество возвращаемых в строй достигало семидесяти процентов — этот показатель для эвакогоспиталей глубокого тыла считался хорошим. А умерших хоронили в братских могилах на городских кладбищах. Памятники в честь павших сначала появились там, где прошли бои — на братских могилах среди поля, на площадях освобождённых сёл и районных городов. С годами горькие знаки стали отходить всё дальше на восток, но место им тоже определяла только человеческая память. Тем, кто захоронен в братских могилах, не суждено было увидеть салют Победы в мае 1945 года и вернуться домой в Белоруссию, Украину, на Урал и Дальний Восток. Они навсегда остались на забайкальской земле.

Нельзя человеку без имени, как живому, так и мёртвому. Имя на обелиске — последнее, что остаётся от бойца в жизни, и потому единственная его молчаливая просьба к живым — не забудьте! 3 сентября 1967 года на городском кладбище города Читы была открыта Мемориальная зона «Воинам, умершим от ран, полученных в боях при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1945 годах». Зона занимала территорию расположения братских могил, обозначенных фанерными памятниками с венчающими их красными звёздами. Люди, увидев эти звёзды, останавливались у могил, мысленно спрашивая себя: «Кто вы?.. Но кто бы вы ни были, спасибо вам за мир!». Со временем скромные братские могилы стали Мемориальным комплексом.

Школа №38
На улице Новобульварная, где когда-то шумели вековые сосны, шептались берёзки, весной расцветал багульник, более шестидесяти лет назад построили здание школы. Она получила номер — 38. Ученики школы шефствовали над захоронениями воинов, умерших от ран. Убирали мусор, подкрашивали, подбеливали, приносили цветы. И как-то получилось, что возник интерес, а кто же обрёл покой на нашей земле? В школе создали отряд «Поиск». В работе поисковиков принимали участие и ученики школы, и их родители, и учителя. Свой посильный вклад вносили и ветераны войны! Работа оказалась сложной и интересной. Поисковики обратились в военкомат области, а затем в военный архив г. Подольска, в Ленинградский военномедицинский музей. Сколько же документов перебрали, прочитали и переписали школьники. Работа продвигалась медленно, но ребята не сдавались. У каждого горела в сердце искра поиска — искать, искать и найти. Поисковики получали помощь от администрации Читинской области. Оптимисты жили своим делом, отдавая ему всё свободное время. Поэтапно работая в архивах, музеях, школьники узнали о многих бойцах. Перепроверяя все данные, чтобы не ошибиться, они писали родным и близким захороненных в братских могилах бойцов. Ребята получали письма-ответы с краткой биографией, иногда с фотографией. Случалось, что сообщений не было — время сделало своё дело: отвечать было некому. Так протянулись ниточки из Забайкалья до родных мест захороненных бойцов. Родные благодарили школьников, так далеко живших, за то, что ухаживают за захоронением, за бережное отношение к памяти умерших от ран. Как же радовались ребята этим письмам! Члены отряда «Поиск» помогли сотням людей разыскать родных и близких. Первые имена появились на стеле в канун сорокалетия Победы. Среди имен — имя Павла Евсюкова, ушедшего на фронт из школы. Переписку вела сестра А.Н. Куприянова.

«Дорогие следопыты! Милые вы мои! Большое вам спасибо за ваше благородное дело. Меня и моих родных глубоко взволновало ваше письмо. Оно словно заново ранило сердце, хотя мы никогда не забывали нашего брата Павла. Был он комсоргом 10 «Б», из школы ушёл на фронт. Теперь мы знаем, куда нам ехать, чтобы поклониться той земле, где он покоится, где о нём заботятся» (Москва).

Анна Николаевна приезжала в Читу, была на Мемориале, где оставила горсточку московской земли, а с собой увезла горсточку забайкальской…

В свободное время придите к Мемориалу. Здесь всегда тихо. Пролетит самолёт или вертолёт, споёт свою нехитрую песню птица, прошелестят о чем-то листья берёзок, покачают своими ветвями сосны — вот и всё. Тихо. Но прислушайтесь. Слышите? Очень тихо звучит мелодия песни «Журавли». Она как реквием по погибшим солдатам — трогательная и печальная, напоминающая молитву. Тихо вокруг… Тихо… А где-то в братских могилах лежат наши читинцы. Земляки — забайкальцы, где вы нашли свой приют? В каком уголке Родины вы преданы земле? По сей день судьба многих погибших неизвестна.

Пройдя все испытания, школьный музей жив. Ребята всегда рады гостям. Проводятся экскурсии для школьников. Бережно хранятся письма и фотографии. Проводятся встречи с ветеранами. Но их становится всё меньше и меньше. Они уносят с собой свои воспоминания о суровых военных годах. Останутся фотографии, документальные фильмы, воспоминания, записанные с их слов, награды, отметившие их подвиг. И наша память… Проявлением безграничной благодарности за подвиг Солдата стало шествие Бессмертного полка.

Бессмертный полк,
его мы подвиг чтим,
В нём миллионы головы
сложили.
Мы не позволим недругам своим,
Чтобы заслуги павших исказили..
.
                                      (Шишков)

Первые поисковики — уже взрослые люди. Вы специалисты в разных отраслях. И кем бы вы ни были, вы с нежностью и любовью вспоминаете свою работу в отряде «Поиск» и своего наставника — учителя истории Р.М. Лапкину. А ребята, живущие в 21-м веке, продолжают их дело. Они в поиске. Успехов вам, «поисковики»!

Все материалы рубрики "Великая Победа"
 

Галина Клейнос
Фото Евгения Епанцинчева
«Читинское обозрение»
№51 (1639) // 16.12.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net