Главная / Авторы / Олег Корсун / Две степи
Две степи
На фоне соседей российское многотравье кажется большой роскошью


Первое, что бросается в глаза при пересечении границы России с Монголией и Китаем, это разительные отличия между степными сообществами.

Весной, да и в первой половине лета, наша степь жёлтая от сухой прошлогодней травы. Только вокруг сёл и чабанских стоянок, где постоянно выпасается скот, рано начинают зеленеть побеги. Да ещё весенние пожары, уничтожающие сухую траву — «степной войлок», создают зелёные проплешины, которые должны не радовать, а огорчать. Огонь разрушает почвенную органику и обедняет разнообразие трав в степи.

На границе картина становится совсем иной. По степи будто прошла армия газонокосилок — трава аккуратно срезана почти под корень. Роль этих «газонокосилок» играют многочисленные отары овец, стада коров и табуны лошадей. Молодая зелёная трава здесь быстро становится заметной, поскольку прошлогодняя уже съедена животными за долгую зиму. Но и вырасти успеет далеко не всё — значительная часть будет съедена и выбита копытами животных. Это называется «перевыпас» — главная беда сельского хозяйства, нацеленного на бесконтрольное увеличение поголовья скота. Однажды (например, с приходом засухи) наступает период, когда пастбища оказываются не в состоянии прокормить столько животных. В таком случае нужно либо дополнительно производить корма для них, либо сокращать поголовье.

На фоне соседей российское многотравье кажется большой роскошью. И вправду, наши степи выглядят колышащимся золотым или зелёным травяным морем. Но и здесь не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Известно, что, если степные травы недостаточно поедаются животными, разнообразие видов растений тоже начинает сокращаться. Добавьте к этому то, что сухая трава весной становится прекрасным горючим материалом. Разумеется, причина пожаров чаще кроется в деятельности человека, но тем не менее…

Недавно в одном из американских национальных парков даже стали целенаправленно выпасать стада коз, которые должны уменьшить количество сухой травы и, таким образом, снизить риск распространения пожаров в засушливый сезон.

Вот и выходит, что плох и перевыпас, и недовыпас животных в степи. А оптимальным вариантом была бы «золотая середина», не всегда (и не часто) достижимая человеческими усилиями. Природа в таких случаях обходится своими методами. Если дикие животные съели траву на пастбище, часть из них откочует в поисках нового. При нехватке пищи у животных может снизиться рождаемость и вырасти смертность. С уменьшением количества травоядных степь получает возможность восстановиться. И наоборот, избыток травы обеспечивает процветание популяций травоядных животных и рост их численности. Правда, при этом начнёт расти и численность хищников, которые, в свою очередь, тоже будут выступать в роли естественных регуляторов.

Таким образом, в природе поддерживается баланс между ресурсом — травой и его потребителями — растительноядными животными. Одомашнивание на первых порах мало что изменило в этой системе. Степняки жили вполне природосообразно. Если скот выедал траву на одном месте, можно было откочевать на другое пастбище. Но если свободные пространства заканчивались, приходилось сокращать поголовье или идти отвоёвывать пастбища у соседей.

Часть II

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
 

Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№25 (1717) // 22.06.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net