15 июня 1920 года на станции Алеур Амурской железной дороги начались переговоры штаба партизан Амурского фронта с представителями командования японских войск. Эта небольшая станция располагалась в девяти километрах от другой тоже небольшой станции Пашенной (в советский период получившей название Чернышевск).
В 1959 году Амурская железная дорога была объединена с Забайкальской под единым названием.
А тогда, в 1920 году, части созданной в апреле Дальневосточной республики (ДВР) подпирали белых с запада. Партизаны созданного по приказу главкома Народно-революционной армии (НРА) ДВР Генриха Эйхе Амурского фронта, заняв почти всю Амурскую дорогу, отрезали не только белогвардейцев атамана Григория Семёнова, но и японские войска в Забайкалье от Дальнего Востока. Образовалась так называемая «Читинская пробка».
Амурский фронт с 22 апреля по 18 августа 1920 года возглавлял знаменитый в Забайкалье местный большевик, соратник Сергея Лазо по 1918 году, бывший царский подпоручик Дмитрий Шилов. Штаб фронта одно время находился в Благовещенске, но затем перебрался на станцию Зилово. Практически всё Приамурье было в руках красных. Японцы, по чьей инициативе начались эти переговоры, откровенно тянули время. Части Семёнова (прежде всего, каппелевцы) вместе с японцами в апреле-мае отбили два наступления на Читу частей НРА и партизан, а в начале июня белые начали очередное наступление на партизан на юго-востоке Забайкалья. Однако успехом оно не увенчалось. При этом положение партизан Амурского фронта было далеко не блестящим.
Член Военного совета НРА ДВР Николай Гончаров докладывал в Москву 27 мая 1920 года, что на Амуре у партизан достаточно «нервное настроение: сражаться в случае общего выступления японцев считают невозможным, угроза быть вырезанными заставляет их искать укрытия у Советской Армии (он имел в виду НРА — авт.)».
Однако у белых и японцев положение было ещё хуже.
«Длительное пребывание на Дальнем Востоке и соприкосновение с партизанами послужило причиной разложения японских войск», — писал участник тех событий, один из партизанских командиров Яков Жигалин в изданной в Иркутске в 1980 году книге «Партизанские отряды занимали города». — «Падала дисциплина. Были случаи открытого неповиновения. Бесперспективность продолжения интервенции, большие потери в боях с партизанами, упадок настроения солдат вынудили японское командование эвакуировать свои войска из Забайкалья».
О взаимных обидах семёновцев и японцев рассказал в своих воспоминаниях голландский военный корреспондент Лодевейк Грондейс (его книга воспоминаний «Война в России и Сибири» была издана в Москве в 2018 году), побывавший в Забайкалье. «Генерал Семёнов (Дмитрий был троюродным братом атамана Григория Семёнова, в то время командовал 1-м Забайкальским корпусом — авт.) и начальник его штаба полковник Зубковский жалуются, что генерал Судзуки отвёл свои войска и лишил русских поддержки. Командир 5-й японской дивизии объяснил мне своё неожиданное бездействие: казаки атамана повсюду бесстыдно бежали, и всякий раз крошечные японские отряды, поставленные, как обычно, в арьергарде и брошенные союзниками, не считали возможным сдаться и выстаивали под яростным натиском противника, боящегося попасть в окружение и в двадцать раз превосходящего его числом».
В итоге японцы пошли на подписание мирных соглашений и на востоке, и на западе. «27 июня 1920 года на станции Алеур Амурской железной дороги со штабом амурских партизан, а 15 июля на станции Гонгота Забайкальской железной дороги с правительством Дальневосточной республики японское командование подписало соглашение, — писал Яков Жигалин. — И с 25 июля 1920 года началась эвакуация японских войск из Читы. Сразу же поднялось настроение амурских и забайкальских партизан и всего населения Забайкалья».
«Читинской пробке» осталось существовать всего несколько месяцев.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: aif.ru
«Читинское обозрение»
№24 (1716) // 15.06.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев