20 июля (7-го по старому стилю) 1917 года князя Георгия Львова, который первым после Февральской революции возглавил Временное правительство, сменил на посту министра-председателя бывший адвокат, масон и социалист Александр Керенский.
Одновременно он сохранил за собой пост военного и морского министра, став таким образом диктатором.
Этому событию предшествовала попытка большевиков и анархистов организовать 4 июля переворот в Петрограде. Объединившиеся в тот момент Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов сумели подавить эту попытку. Итогом и стала смена правителей. Рейтинг Керенского в тот момент был всё ещё на высоте, хотя пик уже миновал. Миг его славы пришёлся на апрель, когда после первого правительственного кризиса его назначили военным министром. Газеты тогда называли его «рыцарем революции». Но когда провалилось летнее наступление русской армии, ситуация начала ухудшаться. Керенский был умелым интриганом, демагогом, оратором, но был совершенно не готов к серьёзной государственной деятельности.
Как и Владимир Ульянов (Ленин), он родился в поволжском Симбирске 22 апреля по старому стилю в 1881 году (Ленин — 22 апреля по новому стилю в 1870 году). Оба учились в одной и той же гимназии. Александр Фёдорович закончил юридический факультет Петербургского университета, который Ульянов окончил экстерном. До 1917 года Керенский успел стать знаменитым адвокатом, участвовавшем в ряде громких судебных процессов. Был членом Государственной Думы. В феврале 1917 года он сразу встал на сторону радикальных перемен, оказавшись единственным человеком, который одновременно был членом Временного правительства и членом Петроградского Совета. Он смело врал, как это было, когда он уговаривал брата Николая II, великого князя Михаила отречься от престола, убеждая его, что будет лучше, если скипетр ему вручит Учредительное собрание, которое при Временном правительстве так и не собралось. Зато летом Россия была провозглашена республикой. В первом составе правительства он стал министром юстиции, и организованная им амнистия всем заключённым (не только политическим, но и уголовным) наряду с разгоном старых правоохранительных органов повергла страну в первый хаос. Потом был пост военного министра, который занял человек, ни дня не служивший в армии. А потом наступил июль. Читинская газета «Забайкальская новь» в те дни (13 июля) писала в передовице: «В настоящий момент мы докатились до такой грани, когда временное социалистическое министерство Керенский — Церетели — Чернов объявило себя правительством спасения революции».
Но спасти ту революцию им не удалось. Правительство под руководством почти диктатора Керенского металось из стороны в сторону. Сначала были арестованы лидеры большевиков, а Ленин с Зиновьевым спрятались в Разливе. Потом он устроил провокацию с Верховным главнокомандующим — генералом Лавром Корниловым, которого сначала с войсками вызвал в Петроград, а потом объявил мятежником, призвав на помощь… большевиков. И при этом продолжался процесс развала армии и страны. Итог известен. Через три с небольшим месяца в Петрограде произошла Октябрьская революция, сделавшая Александра Керенского политическим трупом. И хотя он прожил долгую жизнь (умер 11 июня 1970 года в Нью-Йорке), он так и остался «живым трупом», пытавшимся доказать, что в те октябрьские дни он не бежал из Петрограда в женском наряде. Оказалось, что этот адвокат не знал ни страну, которой стал руководить, ни её народа. А его правление лишь приблизило драму Гражданской, братоубийственной войны, унесшей миллионы жизней.
Все материалы рубрики «Этот день в истории»
Александр Баринов
Фото: imena.nbrkomi.ru
«Читинское обозрение»
№29 (1721) // 20.07.2022 г.
0 комментариев