Сарлыг — звучит как заклинание древних магов.Но перевод с языка монголов снимает любой мистицизм. Сарлыг – это хрюкающий бык, а по-русски – як.
Когда я впервые познакомилась с нашим читинским яком по имени Яна, то была околдована. Яна, несмотря на свой мужественный и грубый вид, дама нежная, интеллигентная и, не побоюсь этого слова, ранимая. В зоопарке она поселилась совсем девчонкой 20 лет тому назад (як в природе живёт всего 15 лет!). Тогда же стало понятно, какая у Яны есть слабость…
Дети. Без них она страдает. И это взаимно. Ребятишки, как только приходят в зоопарк, магнитом тянутся к животному. Нелегко ей отпустить от себя маленьких человечков. Чем бы ни была занята Яна: трапезничала у кормушки, отдыхала ли от знойного забайкальского солнца в тени, увидев группу детей, она спешит подойти, чтобы «прилипнуть» к решётке и замереть от прикосновения детских рук.
Да и детям есть за что любить яка – за шёрстку длинную, мягкую, нежную, тёплую… Так приятно теребить её, что остановиться непросто! Вы только представьте, что стоите на одной площадке с животным, которое в дикой природе живёт на таких высотах, кои не каждый человек может покорить. А если и получилось вам забраться на высоту 4-6 тысяч метров над уровнем моря, то акклиматизироваться полностью точно не удастся. Из-за этого дикий як мало изучен. В тибетских летописях дикие яки зафиксированы как одно из великих зол. Но потом ими вплотную занялся человек. Домашние яки мельче и флегматичнее диких, среди них часто встречаются безрогие особи. Они дают отличное молоко, мясо и шерсть, не требуя ухода.
И на заметку – наша Янка любит душистое сено!
Все материалы рубрики "Жизнь Замечательных Животных"
Дана Болгова
«Читинское обозрение»
№10 (1338) // 11.03.2015 г.
0 комментариев