30 мая в 15.00 на стене здания музейно-выставочного центра будет торжественно открыта мемориальная доска, посвящённая заслуженному художнику России Владимиру Ивановичу Форову.
Вся его творческая жизнь обращена к Забайкалью. Он родился здесь, постигал азы изобразительного творчества, а после службы в армии и учёбы в Иркутском художественном училище навсегда связал свою судьбу с нашим краем.
Творческие поиски привели его в пейзажный жанр, традиционно любимый живописцами русской классической школы. Горы и реки, долины и скромные берёзки стали главными героями его полотен. Художник путешествовал по самым отдалённым сибирским уголкам, посещал пленэры на творческих дачах, ходил в походы и на экскурсии со своими студентами. Он всегда был в гуще людей, событий и дел. Такому активному общению способствовал его спокойный характер, умение слушать и убеждать не только словом, но и делом.
Равновесное настроение читается в каждом полотне мастера, будь то сезонный или тематический пейзаж («Осень а Забайкалье», «На колхозных полях»), редкие для его творческого пути портреты, особенно деятелей культуры (портреты Г. Граубина, Е. Куренного, В. Никонова и др.), оформительские работы.
Картинное пространство у Форова всегда дышит покоем, поражая величественностью и масштабностью обозреваемого мира («Чистые поля»). Разнообразие ландшафтных форм в сочетании со сложностью их конструкций позволяет художнику использовать как всю палитру, так и экспериментировать в пространстве одного цвета. Гармония форм, разнообразие природных состояний, интересные соотношения пространств земли и неба дали возможность живописцу создать много замечательных композиций, органично вошедших в его творческое наследие.
Горы всегда были одной из главных тем художника. Горная вершина – это символ вечной устремлённости не столько вверх, сколько движения вперёд. Эта форовская концепция восприятия гор стала его путеводной звездой. И чтобы он ни писал – Алханай, Кодар, Удокан или Саяны, всегда холмит у него горизонт, стремятся ввысь заснеженные горные пики.
В любой своей работе художник умеет быть разным. Так, «Светлая луна» и «Первый снег Кодара» открывают для нас его тонкий лиризм, «Горная речка» – темпераментность, «Горы в тумане» поражают фатальностью завтрашнего холода и нежностью юных сосенок. Всё это столь не характерные для творчества мастера откровения. Как будто мы заглянули в потаённые уголки его души, столь тщательно оберегаемые от любопытного взора посторонних глаз.
Любимая мастером «берёзовая» тема в последние годы его жизни получила «второе дыхание». Пара поездок на озеро Арахлей в межсезонье воплотилась в осенние «блюзы» – полотна, где голубизна небес тончайшими переливами будоражит воображение, а буйство охристых тонов неудержимо влечёт в остывающий ритм осенней мелодии. Однако невесть откуда взявшийся первый снежок уже остужает буйство цвета, насыщая воздух хрустальной тишиной и торжеством белоствольных красавиц. Сокровенная знаковость их цвета останавливает трепет листопада и заставляет сердце зрителя сжаться от предощущения неминуемых зимних холодов.
…Мастер ушёл от нас в первых числах января 2011 года, в самом начале нового года, ещё мечтая и надеясь дописать новый сюжет, провести выставку, поучаствовать в экспедиции…
Именно зимний сюжет был наиболее любим художником. Его «зимние новеллы» запечатлели разные уголки нашей родины, с деревенскими улицами и деревянными домишками, узнаваемыми своим забайкальским норовом и крестьянским бытом. Это время года, сложное и богатое одновременно, рождает ощущение, что главный герой картин – снег. Он то уложен широким пастозным мазком, в квадратную ширину мастихина, то засыпает пространство точечными пуантелистическими пятнышками, то заливает поля ровным белым покрывалом, в котором нет-нет, да и пляшут лёгкие блики разных концов цветной палитры. Художник при этом решает простейшую рабочую задачу: передать ощущение красоты живой природной материи – снега, его необычайную лёгкость и цветозвучность. Именно такой и была его душа – чистая, искрящаяся, первозданная…
Все материалы рубрики "Золотой фонд" Земли Даурской"
Елена Иманакова,
искусствовед
Фото Фёдора Машечко
«Читинское обозрение»
№21 (1401) // 25.05.2016 г.
0 комментариев