Это интервью я брала у Геннадия Георгиевича Богданова – забайкальского писателя, члена Союза писателей России, директора читинского «Экспресс-издательства» – более года назад. После этого мы иногда общались с ним как литераторы, делились творческими планами. У Геннадия Георгиевича их было немало. Но главная тема, которая была основой его творческой деятельности, – эпохальный роман о родовой казачьей ветви Богдановых.
К сожалению, он так и остался незавершённым. 12 ноября остановилось сердце Геннадия Георгиевича. Перед вами моя последняя с ним большая беседа (публикуется с сокращениями).
Геннадий Георгиевич, как Вы стали книгоиздателем? С чего всё началось?
– Родился я в родовом селе Богданово, которое создавали ещё наши предки, в 35 километрах от Сретенска. В молодые годы работал в различных газетах, включая «Забайкальский рабочий». В течение трёх лет я был корреспондентом в районной газете «Путь Ильича» Шелопугинского района. Несколько лет отработал с писателем Сергеем Зарубиным, бывшим в то время редактором газеты «Знамя коммунизма» Читинского района. Когда ушёл из областной газеты «Забайкальский рабочий», занимался разными делами. После меня пригласили в газету «Забайкальское село» Читинского облпотребсоюза. Немного потрудился и понял, что мне не по душе эта однообразная работа. Предлагал заняться книгоиздательской деятельностью редактору газеты Сергею Калиненкову, но ему было чуждо данное занятие. Он представления не имел об этой деятельности. И я ушёл из редакции, не получив поддержки. Это был конец 80-х годов.
Работал я и председателем кооператива, заготавливавшего лекарственные растения для Московского института лекарственных растений. Затем с коллегой-журналистом Олегом Чебыкиным поработал некоторое время на Азиатской бирже. Интересно было осваивать первые, доселе неведомые нам, рыночные процессы. Но не всё нам, газетчикам, нравилось там. Всё-таки мы тяготели душой к прежним временам, где высока была нравственность. А рынок основан на жёсткой беспринципности, допускавшей нечестность в отношении людей.
Поэтому я ушёл, не смирившись с этой безнравственной атмосферой, создал собственное небольшое предприятие «Азия». На его базе выпускалась газета «Азия», ставшая впоследствии еженедельником «Азия-Экспресс». Почти по аналогии возглавляемое мной предприятие стало называться «Экспресс-издательством», которое зародилось в те годы. Фактической датой его рождения является 19 мая 1989 года. Тогда это была типография.
Какие заметные проекты издательство осуществило за прошедшие годы?
– Главное, на мой взгляд, достижение – выпуск 14 томов серии забайкальской классики из нами запланированных 60. Могли бы сделать гораздо больше книг из этой серии, но нам не была оказана помощь, обещанная прежним губернатором. Нередко приходится выпускать книги на собственные средства. Безусловно, для нашего предприятия это нелегко. Хотя мы издаём эти книги, являющиеся сокровищницей забайкальской литературы, не для себя, а для библиотек края. Не секрет, что сегодня они испытывают огромный дефицит именно в забайкальской литературе.
Ощущаете ли поддержку нынешнего губернатора?
– Ещё когда Константин Ильковский баллотировался в губернаторы, мы с ним нашли общий язык. К моей радости, он не чужд литературы, любит читать. Когда он ездил по забайкальским сёлам, лично убедился в бедности библиотечных фондов. По его просьбе мы скомплектовали 100 библиотечек и отправили в самые дальние деревни Александрово-Заводского, Газимуро-Заводско-го, Нерчинско-Заводского районов. Ильковский лично участвовал в подборе книг.
В тот момент в наш край приезжал президент Владимир Владимирович Путин, и я сказал Ильковскому о том, что у меня есть собственные соображения по поводу издания 60-томной серии забайкальской классики. Можем ли мы ознакомить с этими предложениями президента? Константин Константинович заметил, что сами можем справиться с этой задачей. И губернатор изыскивает средства для издания книг местных авторов, находя спонсоров. Бюджет пустой, что ни для кого не секрет.
А Вы ведь тоже оказываете спонсорскую помощь литераторам…
– Когда у нас получается заработать, часть прибыли мы выделяем на издание книг местных писателей и поэтов. Как писатель знаю их житейские проблемы и стараюсь помочь их книгам увидеть свет. Так, мне показалось целесообразным выпустить к одному из праздников «Забайкальская осень» книгу Андрея Бабожена. Эта книжка быстро разошлась. И это дало толчок к выходу других книг Андрея. Мы сделали важный шаг, дав возможность стихотворениям талантливого молодого поэта дойти до читателей.
Кроме того, я напечатал за свой счёт две книги замечательного детского поэта Николая Ярославцева. У него нет средств на издание своих произведений, и эта помощь также отозвалась благодарностью юных читателей. Теперь дети могут почитать полюбившиеся им стихи в книжке «Паровоз ходил чумазый», а многим взрослым читателям по душе книга эпиграмм Николая Ярославцева.
Геннадий Георгиевич, недавно Вы издали свою третью книгу. Как Вы пришли на литературное поприще?
– Свою первую книгу я мог издать в начале 80-х. Я уже тогда собрал книгу очерков под редакцией Василия Григорьевича Никонова. Но издать эту книгу так и не удалось. У меня тогда возникло понимание, что желательно ещё поработать над очерками. Но времени на это не было, а после я решил отказаться от издания. Моим творчеством заинтересовался писатель Георгий Рудольфович Граубин, который взял с меня слово, что я займусь литературным трудом. Он же написал вступительную статью к моей первой книге «Богданов из Богданова», которая была издана три года назад. В книгу вошли рассказы о моём детстве. Эта книга – своеобразная дань памяти моих предков, земляков, которых добрым словом отмечаю в вошедших в неё рассказах. Жизнь рядом с этими людьми в глухом забайкальском селе – мой сыновний камень, который меня обтачивал, готовил к будущей жизни.
Вторая моя книга под названием «Это было недавно», изданная через год после первой, стала уже иной по тематике, хотя тоже посвящена Забайкалью. А в этом году я издал свою новую книгу «Бабай и Агапея». В книге – много сюжетов, взятых из жизни, имеющих в большинстве своём философскую подоплеку. Эти темы требуют размышления над ними, работы сердца. Особенно – рассказ, посвящённый библейскому персонажу Иуде Искариоту. В нём я глубоко исследую извечные темы – преданности, предательства, верности своему слову, долгу. Через трагический образ Иуды я пытаюсь в ином, а не в укоренившемся уже убеждении о том, что он – предатель, показать читателю другого героя. В моём представлении он – человек-жертва. Этот сюжет сложился в моём воображении сразу и даже несколько озадачил. Дальнейшая работа над книжными источниками об Иуде Искариоте подтвердила ту точку зрения, которая пришла ко мне извне. Раскрыть этот образ в ином свете мне помогла собственная духовная зрелость. Вряд ли молодому автору, который ещё только набирается житейского опыта, удалось бы раскрыть этот библейский образ в его духовном многообразии.
Радует, что я нашёл единомышленников среди читателей, которым Иуда Искариот интересен как драматическая и философская личность. Некоторым из них я предлагал прочесть этот рассказ ещё в рукописном варианте, чтобы узнать, насколько я прав. Никто не вступил со мной в полемику. Очевидно, в обществе уже созрело понимание того, что следует пересмотреть отношение к Иуде как к предателю.
Интересно, что когда я отметил 60-летие, у меня не было желания подводить какие-либо итоги. Было ощущение того, что в моей жизни должны произойти серьёзные перемены. И они происходят с выходом в свет моих литературных детищ. Благодарен в этом смысле моему первому литературному наставнику Георгию Граубину, который помог мне раскрыть мой литературный талант, поверить в свои творческие способности.
Главная награда для меня, как и для любого писателя, – признание читателей. Особенно радует то, что молодёжь интересуется литературой, значит, у них есть потребность в духовности, в художественном слове. Отметил это про себя, когда читал лекции по полиграфии студентам отделения журналистики. Одновременно познакомил их со своими книгами, вызвавшими у молодых неподдельный интерес, особенно, к забайкальским диалектам, которых немало в моих произведениях.
В Ваших произведениях лейтмотивом проходит тема забайкальского казачества. Будет ли она продолжена?
– Сейчас я работаю над новой книгой. Хочу создать большой, глубокий по содержанию и осмыслению, роман о забайкальском казачестве на примере одной семьи на протяжении 150 лет. Сейчас пишу главу, которая посвящена конным скачкам в забайкальской станице. Задача – не из лёгких, ведь у меня есть задумка рассказать об этом так, как никто из писателей ранее не писал. В этом мне помогут многие исторические источники, над которыми кропотливо работаю. А ещё это – гимн лошади, вынесшей на себе забайкальское казачество и во время военных походов, и в крестьянском хозяйстве.
Отрадно, что наш губернатор принимает активное участие в новом проекте – создании пяти фильмов о Забайкалье, первый из которых будет посвящён истории казачества. У Ильковского – тоже казачьи корни. Его род берёт начало от кубанских казаков. Так что Константину Константиновичу близка эта тема. Тем более что при создании Забайкальского казачьего войска у его истоков стояли офицеры – выходцы с Кубани.
Что бы Вы пожелали литераторам Забайкалья и поклонникам их творчества?
– Хотел бы сердечно пожелать моим друзьям по литературному цеху ставить перед собой высокие цели и неустанно идти к намеченным вершинам. Писательская стезя – трудная, порой хочется свернуть с неё. Но если взялся за гуж!..
А читатели в Забайкалье были, есть и будут всегда. Особенно – в глубинке. Люди, живущие вдали от центра, знают истинную цену художественному слову, т.к. общение в основном сводится к книге. Она – лучший собеседник, умный, мудрый, толковый. Наше издательство в течение многих лет поддерживает связь с читателями из районов края, стараясь донести до них высокохудожественную, а не низкопробную литературу. Надо всегда напоминать людям, что я делаю и в своих книгах, о том, что в жизни есть нетленные духовные ценности. Одна из них – любовь, в самом широком смысле этого слова. Другая духовная ценность – доброта, несущая людям свет. Недаром поэт сказал: «Сейте разумное, доброе, вечное…». Это относится и к писательскому труду. Помните, дорогие земляки, что доброе семя, посеянное в душах людей, даст и добрые всходы.
Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
Беседовала Надежда Гуменюк
Фото из архива Г.Г. Богданова
«Читинское обозрение»
№46 (1374) // 18.11.2015 г.
0 комментариев