Народный артист России Владимир Сергеевич Былков более 35 лет был художественным руководителем Государственного театра кукол в Ростове-на-Дону. На его спектаклях – добрых, зрелищных, увлекательных – выросло несколько поколений зрителей, а театр неоднократно становился лауреатом региональных, всероссийских и даже международных творческих фестивалей. Когда талантливый режиссёр ушёл из жизни, коллектив выступил с предложением присвоить театру его имя, и в 2011 году губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал такое распоряжение. С тех пор театр носит имя Владимира Былкова – нашего земляка, уроженца Читы. О нём наш сегодняшний рассказ.
Мир тесен
В справедливости этих слов я лишний раз убедился, когда натолкнулся в интернете на «Ортодоксальные записки провинциального режиссёра», написанные в 2003-м году. Заинтересовало имя автора – Влад Былков-Забайкальский. Оказалось, что это Народный артист России, художественный руководитель Ростовского государственного театра кукол Владимир Сергеевич Былков. Слово «Забайкальский» он добавил к фамилии, чтобы подчеркнуть место своего рождения – город Читу.
Знакомство с этими интересными заметками пробудило в памяти рассказ моей мамы, которая накануне Великой Отечественной войны окончила читинскую среднюю школу №2. У неё был одноклассник Вовка Былков, сын фотографа, и её «прикрепили» к нему помогать по математике. Она не раз бывала в их доме недалеко от городского рынка.
Но автором заметок провинциального режиссёра Вовка-одноклассник не мог оказаться в силу своего возраста. Он окончил школу в 1941-м году, а автор, как он сам сообщал, появился на свет 7 ноября 1937-го. Странно, что эта дата рождения расходится с той, которую приводит большинство источников (13 февраля 1938-го). Но, думается, в данном случае это непринципиально. Важно другое – и родился, и учился, и жил, и делал первые шаги в искусстве будущий режиссёр именно в Чите. К тому же, он сообщил, что его дядя Иван Григорьевич Былков, родной брат отца, перед войной был известным читинским фотографом. Его отчество и адрес тоже совпадали. То есть, Вовка – одноклассник моей мамы – оказался тёзкой и старшим двоюродным братом будущего режиссёра Владимира Былкова.
А сам он в конце 1959 года поступил в Читинский театр кукол, который находился тогда по улице Калинина (ныне Амурская, 39), на первом этаже бывшего Окуловского подворья, построенного в начале XX века в стиле модерн местным заводчиком и купцом Яковом Окуловым. Он открыл в нём первую в городе полностью благоустроенную гостиницу с паровым отоплением, электрическим освещением и канализацией. В конце 1950-х – начале 1960-х в этом здании, помимо кукольного театра, располагалось своего рода общежитие работников искусств. Его называли Дом актёра. В этом доме, в маленькой комнате с видом на Банное озеро и Транссибирскую железную дорогу, прошли мои ранние детские годы.
В Доме актёра жило довольно много артистов, художников, журналистов, представителей других творческих профессий. Их детям, и мне в том числе, соседи-кукольники разрешали посещать репетиции и даже поиграть с настоящими куклами из спектаклей. Вполне возможно, что я пересекался тогда и с молодым Владимиром Былковым, который работал в нашем кукольном театре именно в те годы. Так что мир, действительно, тесен…
Дом актёра в Чите, где располагался театр кукол
Читинская молодость
Прожив долгие годы в Ростове, искренне любя Донской край, Владимир Былков в душе оставался забайкальцем. В своей книге он писал: «Где бы ты ни жил, ни учился, ни работал и ни родился – в селе, в столице, в захудалой провинции – ты гордишься тем местом, где тебя создали и благословили родители, лучше этого места нет нигде. Главное, что ты живёшь и есть это желание. Где – это уже второе дело. Всё на этом свете кончается так, как тебе определено Богом и судьбой, поэтому живи и не занудствуй, и забудь о том, что нас ждёт, посмотри иронично и философски на то, что тебя окружает».
Следуя собственному совету смотреть на всё иронично и философски, Владимир Сергеевич на склоне лет писал, что его отец Сергей Григорьевич Былков был «человеком талантливым, музыкантом не по диплому, а по призванию. Владел многими музыкальными инструментами и сам их создавал. При своих огромных способностях он был человеком легкомысленным, щеголеватым, любимцем женской половины, хотя красотой особой не отличался, но был чертовски обаятельным мужиком… За словом в карман не лез. Отличался изысканными манерами и огромной душевной простотой, любил шумные компании, пикники и вёл разгульную праздную жизнь».
Его мать Татьяна Васильевна (в девичестве Ушакова) «напротив, была женщиной кроткой, серьёзной, очень красивой брюнеткой с отличной фигурой… Отец очень этим гордился и понимал: выбрал себе жену умную, красивую, воспитанную, хорошо образованную и строгую хранительницу семейного очага… Работала она много, и упорства ей было не занимать. Достигла всего, чего хотела в жизни: любви, любимой работы, наград, талантливого и любимого мужа, умных детей и внуков – продолжателей рода Ушаковых и Былковых».
Семья жила в большом бревенчатом доме по улице Чкалова, 172. Когда собирались гости, Володя с сестрой любили показывать им представления – изображали Чарли Чаплина. «Сестра надевала мне на голову чёрную шляпу-котелок, приклеивала чёрные усы, был ещё какой-то фрак и папины штиблеты, комбинированные, чёрные с белым. Мы отбивали чечётку, папа ритмично играл на ложках. Все смеялись, аплодировали, хвалили, говорили, что мы станем артистами».
Но всё изменилось с началом Великой Отечественной войны. В первые же дни отец ушёл на фронт, вернулся домой после тяжёлого ранения в 1943-м и вскоре скончался от ран. Просторный дом пришлось продать за бесценок и перебраться в барак. Настало голодное и холодное время. В школу Володя пошёл в 1944 году – «без цветов, портфеля, вместо тетрадей — газеты, на которых учились писать».
Первым своим потрясением от встречи с искусством Владимир Сергеевич считал приезд в Читу цирка с клоунами, носившими сценические имена, как знаменитые комики эпохи немого кино – Пат и Паташон. «Ноги у меня были в коростах, сестра намазала их какой-то китайской пастой, залепила газетами, чтобы короста не приклеилась к чулкам, и мы пошли в цирк на вечернее представление. Восторгу не было конца!».
О своей юности Владимир Сергеевич рассказывал со свойственной ему иронией: «Я рос озорным мальчуганом, мало того, слыл драчуном и забиякой, родителям доставлял много хлопот и неприятностей. Думаю, что моё хулиганство не выходило за рамки человеческого приличия, этики и достоинства. Учился в школе волнообразно: был и отличником, и хорошистом, и самым отстающим учеником в классе. Со слабой успеваемостью еле-еле дотянул до десятого класса. Работал один год и семь месяцев до армии на Читинском ПВРЗ (паровозовагоноремонтном заводе) слесарем, чистил буксы вагонов и точил подшипники для них, точнее, зачищал их специальным инструментом. Работа была тяжёлая, изнурительная и очень грязная. Вставал в 5 утра, приезжал домой в 7 вечера и проводил время на танцплощадке до полуночи. Но пылкая мечтательная душа не давала дремать молодой натуре. Душа рвалась к морю, самая заветная мечта была стать моряком, носить тельняшку, бескозырку с лентами и якорями, брюки клёш».
В августе 1957-го Владимир поехал во Владивосток и поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени выдающегося русского флотоводца Степана Осиповича Макарова. Но через семь месяцев покинул училище по дисциплинарным причинам, попал в штрафной батальон, а после служил на Тихоокеанском флоте и дослужился до звания старшины первой статьи.
Однако принятие новой военной доктрины при Никите Сергеевиче Хрущёве, которая опиралась на успешную разработку ракетно-ядерного оружия, во втором послевоенном десятилетии привело к серьёзному сокращению советского военно-морского флота. И в результате 7 ноября 1959-го попал под сокращение и старшина комендоров Владимир Былков. А через месяц он уже поступил в Читинский театр кукол в качестве стажёра-кукловода.
«В Чите первым моим педагогом был Александр Семёнович Чертов»
Так писал Владимир Былков в своих мемуарах «Ортодоксальные заметки провинциального режиссёра».
«Я и не думал, что буду заниматься театром всерьёз. Просто увидел объявление в местной газете «Забайкальский рабочий», что театр набирает стажёров-кукловодов, и решил поступать. Взял мамину синюю юбку в белый горошек, сшил галстук-бабочку, выпросил у соседа рубашку (она оказалась одна-единственная – розовая, трикотажная, не подошла под галстук по цвету), надел пиджак с чужого плеча и свои флотские дембельские брюки клёш, каждая штанина по сорок сантиметров, и пошёл в театр.
Читинский учитель Былкова – Александр Семёнович Чертов
Встретил меня интеллигентный седой мужчина, причёска показалась очень странной – лысина закрывалась редкими волосёнками, в несколько слоёв уложенных на голове. Нос длинный, с горбинкой. Представился директором и художественным руководителем театра, Заслуженным артистом РСФСР. Чертов Александр Семёнович. Я был удивлён и шокирован, что этот уважаемый солидный человек передо мной, пацаном, расшаркивается. Позже, когда я ближе с ним познакомился, понял – он со всеми был обходительным и вежливым, всем представлялся по однажды придуманной им форме или схеме, и это имело успех».
Александра Семёновича Чертова вдоволь помотало по стране. Родился он в марте 1908-го в крымском Симферополе, жил с семьёй в Севастополе, работал актёром в Тифлисском передвижном рабочем театре, окончил техникум сценических искусств в Ленинграде, преподавал в Минске. В Донецке выступил инициатором создания Дома художественного воспитания детей. Трое из его учеников стали выдающимися людьми в области литературы и искусства: писатель Леонид Лиходеев, поэт Юрий Левитанский и Народный артист РСФСР Семён Соколовский. Работал и вновь учился в Москве – в студии Бориса Захавы при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова.
Во время Великой Отечественной войны, по состоянию здоровья признанный негодным к строевой службе, Чертов все силы отдавал военно-шефской работе.
В его биографии были и другие города: Воронеж, Киров, Саратов, Йошкар-Ола, Иваново.
Ростовский государственный театр кукол
Читинский театр кукол Чертов возглавил в 1956 году и руководил им до 1962-го. Среди его наиболее значительных спектаклей – «Царь водокрут», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч», «Иван – крестьянский сын». Этот театр он буквально воссоздал из пепла, и театр засверкал, о нём заговорили.
Скончался Чертов в феврале 2005 года в Саратове, не дожив трёх лет до своего векового юбилея. Именно он дал толчок началу театральной карьеры Владимира Былкова, направив его на учёбу в Москву.
«В Читинском кукольном театре у меня всё складывалось лучшим образом, – писал Владимир Былков. – Я был занят во всех спектаклях, был секретарём комсомольской организации, играл главные роли, был любимчиком у художественного руководителя. Он меня очень уважал и непременно называл «Вовик». Давал мне административную работу, доверял организовывать и проводить большие гастроли во Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Благовещенске. Поручал изготовление и конструирование кукол. Я за всё хватался, со всем справлялся, и это мне всё очень нравилось и умиляло. Я исподволь как бы готовил себя в худруки».
Его московские учителя
«В Москве моими учителями были Марья Осиповна Кнебель, Алексей Дмитриевич Попов, Сергей Владимирович Образцов, – с гордостью сообщал Владимир Былков. – Если сказать, что они меня очень хорошо учили, – это ничего не сказать. Мы учились у первооткрывателей советской режиссуры. Наши учителя были учениками великих реформаторов сцены – К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, В.Н. Соловьёва».
Былков поступил на режиссёрский факультет Государственного театрального института им. А. Луначарского (ГИТИС). Его педагогом была Народная артистка РСФСР Мария Осиповна Кнебель (1898-1985), режиссёр и доктор искусствоведения. Она ставила спектакли в МХАТе, Московском театре им. М. Ермоловой, Московском театре им. В. Маяковского, Московском драматическом театре имени А. Пушкина, была главным режиссёром Центрального детского театра. Автор многих книг по искусству: «Слово в творчестве актёра», «Школа режиссуры Немировича-Данченко», «Вся жизнь. Воспоминания актрисы», «Поэзия педагогики», «О действенном анализе пьесы и роли».
Сергей Владимирович Образцов
Другим замечательным педагогом Былкова стал Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий Алексей Дмитриевич Попов (1892-1961). Как пишут его биографы, в 1931 году Попов возглавил Театр Революции, которым руководил четыре года и осуществил постановку ранних пьес Николая Погодина и шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта» с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях, вошедших в историю советского театра.
Но главным своим учителем Владимир Былков считал великого кукольника Сергея Владимировича Образцова (1901-1992), который пригласил его, окончившего ГИТИС, на свои Высшие режиссёрские курсы. В этой творческой лаборатории Былков занимался пять лет, ежемесячно выезжая на учёбу в Москву из города Орджоникидзе (ныне Владикавказ), где работал главным режиссёром местного театра кукол, которому сам придумал название – «Саби». В переводе с осетинского – «Малыш».
Сергей Образцов
«Ремеслу кукольных дел Сергей Владимирович не учился нигде, – писал Былков. – Не заканчивал специальных учебных заведений, но был первым кукольником мира. И знал о театре кукол всё или почти всё. Его уважали и любили кукольники всего мира. Он был строг, профессионален и требователен к себе и другим. Его считали эгоистом в своей профессии, потому что он утверждал свои и только свои принципы по отношению к театру кукол.
Он точно знал, каким должен быть театр кукол, какая должна быть в нём сценография, какие системы кукол, приёмы и формы, какая драматургия и музыка».
Уже после окончания курсов Образцова Былков много раз встречался с Мастером и даже дискутировал с ним по специфическим «кукольным» вопросам. Например, о возможности постановки кукольного спектакля по мотивам рассказа Михаила Шолохова «Жеребёнок». «Такое детям показывать нельзя – это может их травмировать, – убеждал Образцов. – Потому что это психологическое произведение о войне, о гибели красноармейца и Жеребёнка». Однако Владимир Сергеевич позволил себе не согласиться.
Ростов-папа
На фестиваль кукольников в Волгоград молодой главный режиссёр привёз из Северной Осетии спектакль «Иван-царевич и Серый волк», который буквально покорил тогдашнего директора Ростовского театра кукол, и он пригласил Владимира Сергеевича в Ростов. Как писала местная пресса, «появление Былкова в 1968 году – как свежий ветер, как гений с новыми идеями, со своим характером, взглядами, достоинством, устремлениями. Его первые ростовские постановки произвели сенсацию в театральной жизни города – о них говорили, их ругали, ими восторгались. А на спектаклях для взрослых разгоняли нарядами конной милиции желающих попасть в театр».
Ростов-на-Дону стал второй родиной Былкова. До конца жизни он являлся главным режиссёром Ростовского театра кукол, где за 35 лет поставил более 150 спектаклей. В числе лучших – уже упомянутые «Жеребёнок» по Михаилу Шолохову и «Иван-царевич и Серый волк» Надежды Надеждиной-Еленевской, а также «Иван – крестьянский сын» Бориса Сударушкина, «По щучьему велению» Елизаветы Тараховской, «Цирк Принтипрам» и «Волшебная лампа Аладдина» Нины Гернет по Даниилу Хармсу, «Сказки Тихого Дона» Петра Лебеденко, «Каштанка» Антона Чехова, «Колобок» Евгения Патрика, «Прелестная Галатея» венгерских драматургов Белы Гадора и Силарда Дарваша, «Клоп» по Владимиру Маяковскому, «Божественная комедия» Исидора Штока, «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.
Себя Владимир Сергеевич характеризовал так: «Сам я на вид невзрачный, ростом не низок, не высок, среднего телосложения, характер взрывной, холерик, тип нордический, в меру сдержан, малоразговорчив, необщителен, под «градусом» – душа компании, отличный рассказчик и анекдотчик. Люблю компанию – больше в ней слушаю, чем говорю, обещанное выполняю, точен и не люблю разгильдяев, в меру вежлив и обходителен, властью не упиваюсь и не злоупотребляю, опрятен душой и телом, непредсказуем, подвержен звёздам, и настроение меняется от смены звёзд, по-житейски наивен, в меру привязан, порядочен в отношениях, ненавижу предательство и ложь, люблю прозрачность и ясность во взаимоотношениях.
Владимир Сергеевич Былков в зрелом возрасте
Страстно люблю трудоголиков и злой ненавистью ненавижу равнодушных к делу людей. Не жаден, но и не расточителен, обожаю красоту, покой, комфорт, чревоугодничеством не занимаюсь, в Бога верую, жизнь и себя люблю. Все человеческое не чуждо мне, родившемуся на восходе солнца в диких степях Забайкалья, среди лесов и сопок, в городе со странным названием Чита. Ударение на последнем слоге».
На Дону талантливый и ершистый человек с типичной забайкальской фамилией Былков стал профессором, педагогом филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, членом Российского центра Международного союза кукольных театров. Здесь он в 1982-м получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а через десять лет стал Народным артистом России. Здесь он был удостоен медали «За доблестный труд» и медали ордена «За заслуги перед Оте-чеством» II степени. Здесь, в Ростове, 66-летний режиссёр ушел из жизни 17 января 2004 года.
Его сыновья
Они пошли по стопам отца. Но не сразу. Старший сын Игорь сначала окончил Ростовское речное училище, ходил на судах, попробовал себя в нескольких профессиях, затем получил педагогическое образование в Краснодарском государственном институте физической культуры. Однако, в конце концов, жизненные пути привели его в театр, который возглавлял отец.
Игорь Былков окончил Ростовский филиал Санкт-Петербургского университета культуры и искусств по специальности «менеджер социально-культурной сферы». Он уделял особое внимание современному техническому оснащению сцены, был прекрасным организатором гастролей. Сменил несколько должностей. Отличался стремлением к самосовершенствованию, ко всему новому, чувством собственного достоинства и добротой. Последняя его должность – заместитель директора театра.
К сожалению, эти сведения мы получили из его некролога. Более двадцати лет прослужив театру, Игорь Былков скоропостижно скончался 12 июня 2016 года на 56-м году жизни.
Сын Игорь (погиб)
Младший сын Андрей Былков-Крат родился в 1969 году в Ростове. После школы он тоже не собирался связывать свою жизнь с искусством – поступил на биофак, стал профессиональным ботаником, работал в НИИ. Но в девяностые, когда институт обнищал, а учёным стало попросту нечего есть, Андрей пришёл в театр рядовым рабочим сцены. Потом ему стало интересно, и он начал помогать конструктору кукол.
«Тогда я впервые прикоснулся к волшебству кукольного мира, – рассказал Андрей Владимирович в одном из интервью. – Почему одна кукла, стоит ей лишь выглянуть из-за ширмы, заставляет детей смеяться, а другая, несмотря на детальную проработку, оставляет равнодушными? Кто или что высекает в ней эту искру?».
Андрей Былков-Крат
Андрей внимательно присматривался к работе отца как художественного руководителя театра. «Отец признавался, что с детства мог придумать простым вещам удивительную историю, допустим, за столом в голубой тарелке видел море, а в борще – сундук с сокровищами. Этого было достаточно, чтобы его фантазия моментально разыгралась». В июне 2004-го Андрей Владимирович Былков-Крат был назначен художественным руководителем Ростовского государственного театра кукол. За четверть века творческой деятельности – около ста поставленных спектаклей, награды престижных фестивалей (Испания, Финляндия, Армения, Украина), гастроли по России и за рубежом (Германия, Франция, Италия, Испания)… И везде – аплодисменты благодарных зрителей.
Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№30 (1566) // 24.07.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев