Сегодня бы он, возможно, находясь на пенсии, писал очередной научный труд, очерк или проблемную статью, временами наведывался на кафедру журналистики либо принимал у себя дома желанных гостей – благодарных студентов. Виктор Павлович ушёл из жизни раньше, чем кто-то из его знакомых мог предположить. Но он оставил после себя много работ, газетных публикаций и воспоминаний тех, в ком до сих пор сохранилась добрая память об этом мастере слова, о преподавателе, сумевшем зажечь любовь к журналистике.
От истоков
Виктор Секерин родился 19 августа 1939 года на ст. Тимлюй Кабанского района Бурят-Монгольской АССР. В семье было пятеро детей. Витя был старшим, поэтому нередко на его маленькие плечи ложилась ответственность за младших братьев и сестёр. Отец мальчика, Павел Калистович, участвовал в Великой Отечественной войне, был контужен. Понятно, что старшему брату доставалось немало домашней работы.
В 1956 году, окончив школу, Виктор поступил в Уральский государственный университет (Свердловск) – учиться на журналиста. Параллельно получил философское образование. После университета в 1962 году начал работать заместителем редактора Кабанской районной газеты «Байкальские огни», затем – редактором газеты «Вперёд» Заиграевского района Бурятии.
В 1965 году Виктор Павлович защитил кандидатскую диссертацию по философии. Долгие годы преподавал научный атеизм в Красноярском и Иркутском государственных университетах. А потом судьба привела его в Читу.
Главная встреча
Виктор приехал в город за Байкалом в 1982 году из Иркутска, будучи уже профессиональным журналистом и опытным педагогом. Здесь была родина супруги-читинки Натальи, с которой он познакомился в Иркутском госуниверситете. Виктор Павлович начал читать лекции в местных институтах: медицинском и политехническом, увлёк за собою жену. Наталья Семёновна бросила работу в милиции и стала педагогом.
– У нас была дружная преподавательская семья, – вспоминает Павел Секерин, который с малых лет проводил много времени с отцом, ездил с ним в командировки, когда тот читал лекции в разных городах страны. – Многие говорят, что во мне отцовский стержень. Он был добрым, справедливым, спокойным, уравновешенным человеком. Всегда старался всё доходчиво объяснить ребёнку. Приучал к труду, уважать старших. Он мне дал хорошее патриотическое воспитание – книжки правильные, художественные фильмы, песни Высоцкого. Он говорил, что нужно любить родину, её защищать. Наверное, поэтому у меня в детстве появилась мечта – стать военным.
Сейчас Павел Викторович работает в полиции.
Виктор Павлович с сыном Павлом. Фото из архива семьи
Новое время
В 90-х Виктор Павлович с воодушевлением принял новую эпоху демократии, свободы слова, написал книгу «Как большевики отучали нас любить Родину». Но особенно заметными стали его религиоведческие исследования, объединённые в книге «Религии на карте Забайкалья» (1995). В этой работе автор впервые в истории местной науки рассказал не только о традиционных для нашего региона вероучениях – православии, буддизме, исламе и старообрядчестве, но и о жизни протестантских церквей, «Обществе сознания Кришны» и вере бахаи.
Между строк
Работая в вузах города, Виктор Павлович не бросал перо. Его статьи часто появлялись в «Забайкальском рабочем» и «Читинском обозрении».
Каким был журналист Секерин? Передо мной подшивка «ЧО» за 1996 год. Автор пишет о православии, буддизме, баптизме, адвентизме, различных религиозных общинах («Спасение во Иисусе»). В своих текстах учёный-журналист не отдаёт предпочтение какой-то одной религии: каждая достойна права на существование.
С любовью Виктор Секерин пишет о людях. Даже в обычных событийных текстах непременно присутствует описание человека, даны его характеристики, рассказывается, кто он такой, чем известен, чем отличается от других. Событие отражается через людей. Информационный повод не затмевает личность, он помогает по-новому взглянуть на человека.
Язык Секерина-журналиста – шероховатый, но запоминающийся, сразу привлекает внимание. Даже в информативных текстах Секерин не боится показать своё «Я», собственное видение ситуации, в каждом материале даёт ей ту или иную оценку.
Прочитаем вместе: «Сейчас у нашей Родины непростое время. Медленно, с трудом, с огромными потерями и лишениями народа сбрасывает она навязанные ей в 17-ом году фальшивыми и лживыми доброжелателями тоталитарный строй, превращающий человека в раба, лишающий его свободы мыслить и делать, искажённое представление о добре и зле. Помните, как нас учили любить весь мир и забывать о своей Родине?».
О людях и о себе
Говорят, что произведение журналиста – это не описываемое событие, не герой материала, а, прежде всего, сам автор.
Вот Секерин пишет о жизни художественного руководителя читинской филармонии Вячеслава Толкалина: «В Забайкалье кто живёт? Или аборигены, которым кроме степей да сопок краше ничего нет, или смесь чудаков и дураков, которые так прикипели к голодной и холодной земле, что она становится родной и тёплой».
Неоднократно, характеризуя людей, занимающих руководящие должности, Виктор Павлович употребляет слово «душа».
«Душой преподавательского коллектива, настоящим хозяином, создателем и хранителем множества добрых традиций является Иван Большаков», – пишет В. Секерин о директоре индустриально-педагогического техникума. Он считал, что настоящий руководитель должен быть «душой» любого коллектива, его вдохновителем.
По воспоминаниям коллег, Виктор Павлович и сам пытался соответствовать этому представлению. Доктор филологических наук Татьяна Воронченко вспоминает, что он мог вдохновить, зажечь, повести за собой.
Начало «журфака»
Кандидат наук, известный в крае журналист, Виктор Секерин был подходящей кандидатурой на роль руководителя читинского «журфака». В 1996 году он, доцент кафедры литературы ЗабГПУ, стал куратором группы журналистов, подготовка которых началась в рамках специальности «Филология». На курс тогда было подано 72 заявления, а зачислено 27 человек.
«Без всякого преувеличения первый набор получился весьма многообещающим, – писал Виктор Секерин на страницах «ЧО». – Многие постоянно печатались в газетах, а у тех, кто представил рукописи, явно видны немалые творческие задатки».
Коллеги Виктора Павловича вспоминают, что он был ярким, загорающимся человеком. И вокруг него жизнь кипела. С энтузиазмом он принялся за создание отделения журналистики. Секерину было важно живое общение: живой разговор, живое написание, а не скрупулёзная работа с документами. Составление программ, планов давалось непросто. В этом ему всегда помогали коллеги.
А каким преподавателем он был? «Нам довелось послушать только одну лекцию Виктора Павловича, – писала в 2001 году Анна Скорнякова, одна из самых ярких выпускниц первого набора. – Я ничего не записывала, но запомнила всё, что он говорил: и метод сужающихся кругов и правовой аспект журналистских расследований. Мы слушали, раскрыв рты, потому что это было первое, что мы узнали о работе журналиста».
О родине и счастье
Сердце Виктора Павловича остановилось 13 августа 1997 года.
– Мы ночевали на даче, пошёл дождь, – вспоминает Павел. – Отец вёдрами носил воду из бочек. С сердцем плохо стало. Я побежал к соседям, вызывали скорую на железнодорожном переезде. Врачи не могли проехать через переезд. Мы отца туда на соседской машине везли. Забрали его в первую городскую. Он там неделю пролежал и умер. Аневризма аорты…
Виктор Павлович ушёл, не дожив нескольких дней до своего 59-го дня рождения. Он не успел закончить многие дела. Не смог взглянуть на своё «детище», в которое вложил много сил, – кафедру журналистики.
«Высокой мерой» – так называлась одна из статей Виктора Секерина в «ЧО» о любви к родине. Цитата из этого текста – достойное завершение моего рассказа об этом человеке: «Родину надо любить всегда, но особенно нуждается она в наших помыслах и заботах о ней, когда ей трудно. Добавить бы к этому упорный труд свободного человека. Преодолеть пьянку и лень. Избрать во власть тех, кто не потащит в так трудно преодолеваемое прошлое. Будет счастлива страна – и счастливых в ней станет больше. Счастье наше зависит от счастья Родины. Вспоминать бы об этом чаще, мерить бы этой высокой мерой то, что каждый из нас делает каждый день».
Все материалы руюрики "Золотой фонд" Земли Даурской"
Александра Добрынина,
студентка отделения
журналистики ЗабГУ
Фото Александра Калашникова
«Читинское обозрение»
№2 (1434) // 11.01.2017 г.
Публикацию увидела нечаянно. В ней много неточностей, в которых автор публикации не виноват. Дед Павел Калистович был не контужен — а тяжело…
Читать ещё ↓
Публикацию увидела нечаянно. В ней много неточностей, в которых автор публикации не виноват. Дед Павел Калистович был не контужен — а тяжело ранен под Москвой. У него была награда — «За оборону Москвы» и Орден Славы 3 ст. В интернете есть текст — «В сорок первом под Москвой». Также он опубликован в книге «Сибиряки в битве за Москву», Тобольск. Семья жила не на станции, а в селе Тимлюй, теперь соединенным с пос. каменск. Тимлюй — очень старинное село. Далее. Философское образование отец получал не параллельно. он поступил в аспирантуру, работая в Заиграево. Его диссертация была посвящена социологии печати, он был член Социологической Ассоциации СССР. Есть в интернете название диссертации. Научный руководитель — знаменитый Андрей Алексеев из Ленинграда. О нем есть в интернете. В 1972 г. в связи с защитой диссертации в 1971 г. папа был приглашен на преподавание в Красноярск. Там заведовал кафедрой научного коммунизма и аспирантурой в КГПИ. Атеистом не был, крещен матерью в 1948 г. в г. Улан-Удэ. В Чите он оказался в связи с разводом с моей матерью В.Н. Секериной, с которой познакомился в студенчестве в УрГУ. Кроме меня, от первого брака у него мой брат Марк Викторович Секерин, в 2005 г. он с семьей, трое детей, уехал в Австралии. О нем есть в интернете. В Австралии руководит отделом в департаменте миграции. Причиной смерти отца стала острая конфликтная ситуация на работе и в семье. Жена Наталья нашла более выгодного мужа, который вскоре её покинул. Все документы отца у меня. Похоронен он на родине в с. Тимлюй — п. Каменск.