Кавалер орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Великой Отечественной войны, Отличник народного образования, Степан Николаевич был награждён медалью «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Но что эти награды по сравнению с людской памятью о нём?
Родился Степан Николаевич 21 декабря 1921 года в селе Бырка Читинской области в простой крестьянской семье. В семье Николая и Ульяны Лапердиных было 10 детей. Родители с раннего утра и до позднего вечера трудились в колхозе. Дети учились в школе, помогали по дому.
В 1939 году Степана Николаевича забрали в армию, срочную службу он проходил в Монголии, там же окончил военное училище. И вот война. Закалка, которую Степан Лапердин получил в училище, очень ему пригодилась. Полк, в котором служил старший лейтенант Лапердин, бросили под Москву, где шли ожесточённые бои. Солдаты и офицеры буквально по трупам ходили, защищая подступы к Москве. Не хватало оружия, боеприпасов, людей, продовольствия, но народ стеной встал, защищая «сердце России».
Степан Николаевич командовал батальоном и после войны вспоминал, как бойцы расставляли пушки на расстоянии, и, так как не хватало людей, они перебегали от орудия к орудию, не давая замолкнуть артиллерийской атаке. Зимой 1942 года полк был переброшен под Сталинград…
Степан Николаевич дошёл до Венгрии. Враг знал, что война проиграна, но сдаваться не хотел. Под Будапештом командир Лапердин приказал солдатам подкатить пушку на заданное место, а солдатам приказал спрятаться. Он один принял бой. В этом бою его тяжело ранили, всё тело было изрешечено осколками, тяжёлое ранение в ногу. К истекающему кровью старшему лейтенанту подошла медсестра, мадьярка, она чётко выполняла свою работу, перебинтовывая раненого командира, подшучивала, подбадривала, как могла. Молодой лейтенант потерял сознание от болевого шока. Его доставили в госпиталь, подлечили, на костылях он вернулся домой. После войны Степан Николаевич бросил костыли, но хромота так и осталась как память о проклятой войне.
Моим командиром был Лапердин – герой Сталинграда. О нём у меня самые хорошие воспоминания. Чёрные вьющиеся волосы, уверенный взгляд. Он был требовательным и даже суровым, но одновременно во всём чувствовалась большая душевная теплота. Для меня это был хороший старший товарищ, наставник и друг. Большой мы с ним прошли путь, в разных трудных ситуациях пришлось побывать, и всегда я в нём чувствовал надёжную опору, дружескую поддержку. Бывали у меня и промахи, но от него ни одного слова упрёка, только посмотрит как-то по-особому, промолчит. Действовало это сильнее всяких слов.
Воспоминания однополчанина, доктора химических
наук, профессора Кубанского государственного
технологического университета Владимира Кульневича
из сборника «От солдата до генерала», г. Краснодар, 2005 г.
После войны вернулся в родное село Бырка и свой трудовой путь начал в райкоме партии, где работал пропагандистом (в Коммунистическую партию он вступил в 1943 году и остался ей верен до конца). В 1948 году поступил в Читинский педагогический институт на исторический факультет (заочно) и в 1952 году успешно его окончил. К тому времени у него был уже большой опыт работы в райкоме партии. В 1951 г. Степана Николаевича назначают директором школы в селе Пограничный Быркинского района.
В 1952 году женился на молодой учительнице Антонине Григорьевне Дедовой, которая приехала в далёкое Забайкалье по направлению из села Дмитряшевка Воронежской области. Антонина работала учителем русского языка и литературы. В 1954 году семью Лапердиных перевели на станцию Бада Хилокского района. В 1956 году семья переехала в Читу, где Степан Николаевич был назначен на должность инспектора районо. Антонина Григорьевна устроилась на работу в школу №38 учителем русского языка и литературы, где проработала до самой пенсии.
В 1960 году Степан Николаевич был назначен директором школы №17, а в 1964 году был переведён на должность директора школы №50 г. Читы. За свой десятилетний стаж на должности директора школы он внёс огромный вклад в воспитание подрастающего поколения. Это был настоящий руководитель, командир, который мог повести за собой, был хорошим организатором. За время работы в школе №50 произошли многие преобразования.
Школа вышла на самый высокий образовательный уровень среди школ железнодорожников Читинской области. Она лидировала по успеваемости, общественной работе, работе октябрятских, пионерских и комсомольских дружин. Под руководством Степана Николаевича открылся пионерский лагерь «Арахлей», куда детей вывозили в летнее время на отдых. Дети жили в палатках, отлажено было четырёхразовое питание, игры «Зарница». Работал при школе ботанический кружок, в теплице дети выращивали цветы и овощи.
Весной учеников младших классов вывозили на реку Никишиха, где были организованы игры и отдых. Зимой ученики старших классов сдавали макулатуру и металлолом. На эти деньги ребят возили в Ленинград на зимних каникулах.
Среди выпускников школы есть врачи, учителя, лётчики, железнодорожники и даже Герои России. И в этом есть заслуга директора школы. Это его ученики – они равнялись на него.
Не стало Степана Николаеевича 14 мая 2002 года.
Все трое его сыновей достойны своего отца. Старший, Виктор Степанович, окончил Читинский строительный техникум, отслужил срочную службу и уехал в г. Нижний Новгород, где работал строителем. К сожалению, его уже нет в живых, он умер в 2009 г. Второй сын, Александр, окончил читинский иняз (китайско-английский язык), с 1977 по 2001 г. работал в органах госбезопасности, подполковник в запасе. Младший, Геннадий, окончил высший военный Краснознамённый институт министерства обороны (переводчик итальянского языка). Служил офицером в Венгрии, в Одессе. Уволился в запас. Работает главным редактором в бюро переводов в г. Москве.
Все материалы рубрики "Золотой фонд" Земли Даурской"
Фаина Лоскутникова,
читатель «ЧО»
Фото из архива семьи
«Читинское обозрение»
№51 (1431) // 21.12.2016 г.
0 комментариев