Главная / Авторы / Ольга Чеузова / Яловые или хромовые?
Яловые или хромовые?
«Солнцем поцелованные»: как готовились батальные сцены


Гимнастёрки, галифе нужно было разложить по размерам и пересчитать. Сапоги составить вдоль стеночки парами. Мы поучаствовали в инвентаризации сценических костюмов для фильма «Солнцем поцелованные», который уже скоро сможем увидеть на экранах.

Воспоминания Паши
Напомним, о чём картина, режиссёром которой является Николай Гадомский, художественный руководитель драмтеатра. Она основана на произведении забайкальской писательницы Елены Чубенко, хронометраж – 51 минута. Это история женщины-санинструктора Паши, которую комиссовали из-за беременности в годы Великой Отечественной войны. История разворачивается в забайкальском селе. Картину снимали ещё зимой, а в мае презентовали, но остались не снятыми сцены боёв (воспоминания Паши о войне). Они позволят присвоить фильму статус – полнометражный. Именно к этим сценам усиленно готовились съёмочная группа и добровольцы последние недели.

Каждая деталь
Итак, инвентаризация сценических костюмов проходила в здании ДОССАФ. Руководил процессом Жаргал Задбоев, участник клуба военно-исторической реконструкции «Забайкальский рубеж», участник съёмочной группы фильма. Огромные коробки с вещами носили девчонки, которые вызвались помочь. Жаргал дал «цу»: галифе – налево, гимнастёрки – направо. Всё должно было быть разложено по размерам. Сапоги следовало расставить вдоль стены по парам. При этом распределив их по видам: яловые, кирзовые, хромовые. С этим и случилась загвоздка – как их различить? Для нас они были просто грязные (сколько раз они участвовали в реконструкции), стоптанные, и, простите, вонючие (их собирали по всему Забайкалью).

Наш руководитель всё популярно объяснил. «Смотрите. Кирзовые есть простые, а есть – с бляшкой. Они пойдут для массовки, на первый план их ставить нельзя. В годы войны таких сапог не было», – сказал Задбоев. В фильме должно быть всё правдоподобно, зритель не должен видеть «не ту ткань», «не те бляхи», «не тот фасон гимнастёрки» и так далее. Каждая деталь должна быть проработана у каждого участника съёмки.

Не мой размерчик
Вся обувь, как на подбор – 44-46 размера. Но ведь девочки тоже будут участвовать в сьёмках? В ответ Жаргал спросил, все ли умеют пользоваться портянками? Таких не оказалось. «Предупреждаю, что нужно брать с собой на съёмки несколько пар тёплых носков». Тут же одна из девушек вспомнила реконструкцию: «Мы бегали в 46-х размерах. Тяжело! Мы были медсёстрами, и «раненым» бойцам запрещали помогать нам вытаскивать их с поля боя. Тащили сами в сапогах 46-го размера». Как оказалось, «не мой размерчик» на руку операторам: бойцы в кадре выглядят замученными, уставшими. Но «актёры» продолжают поиск лазеек: а что, если подобрать сапоги по размерам в магазине? «Не стоит, слишком молодо выглядят».

Балалайка и выстрелы
Пока одни сортировали обувь, другие раскладывали и считали галифе, гимнастёрки, подсумки, ремни, фляжки, сапёрные лопаты, каски, коих насчитали 25 штук. Мешковину отложили – из неё сделают пулемётное гнездо. Военную форму тут же примерили на себя. Всё это под оглушающий звук выстрелов. «Вам нужно привыкнуть к выстрелам, чтобы на съёмках не вздрагивать. В окопах выстрелы, возможно, будут громче. Надо быть к этому готовыми. Поэтому, если у кого-то слух музыкальный, то – всё», – пошутил координатор. «Мне завтра балалайку сдавать…», – ответила девушка.

Правда войны
Инвентаризация – дело второстепенное, ребята (и парни, и девушки) вместе со съёмочной группой готовили площадку, где развернутся сцены войны. Она находится в Песчанке, на территории 88 Центрального автомобильного завода. Расположенное там разрушенное здание коптильни создаёт нужную атмосферу. Дополнительно его коптили и кирками выдалбливали дыры. Все вместе по вечерам в будни, по выходным приезжали и копали окопы, обшивали их досками.

    

Ещё по сценарию в фильме должна быть сцена в медсанчасти, где будет «как на войне»: развешанные простыни, бинты, ёмкости, баки для стирки. Доктора будут «лечить» «раненых», тут же доставляемых на полуторках. Бойцы РККА будут держать оборону Вермахта.

…Вот так шла подготовка к съёмкам, дело это, как оказалось, не такое уж и простое. Взять в руки камеру и снять видео – мало. Надо передать правду той войны.

Все материалы рубрики "Наше кино"
 

 

Ольга Чеузова
Фото из архива Ж. Задбоева
«Читинское обозрение»
№26 (1562) // 26.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net