Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Фильм государственного значения
Фильм государственного значения
Создатели «Брестской крепости», делая ставку на максимальный реализм, свели использование компьютерных эффектов к минимуму


81-й июнь. 22-е число. Огненная, скорбная и великая дата… Георгиевские ленты и ленточки. Флаги. Минуты молчания. Вечный Огонь памяти ушедших героев в сердцах живущих поколений и переживших страшное и яростное время. Легендарные кинокартины страны — победительницы по телевизионным каналам: «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Добровольцы», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики» и многие другие…

Из современных, отечественных? Мягко говоря, разных… Из тех, редких, действительно достойных, о которых стоит лишний раз напомнить и рассказать сложную, непростую, интересную историю её появления в этот сегодняшний, особый день для нашей страны. Есть такая. Картина известного российского режиссёра Александра Котта, работа над которой началась более 15 лет назад — «Брестская крепость». И сегодня о ней…

Крепость. Герои. Память
22 июня, в 03 часа 45 минут, Брестская крепость, состоявшая из цитадели и трёх защищавших её укреплений — фортов общей площадью 4 кв. км и протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км, вместе с 15 тысячами человек (включая членов семей военнослужащих из военного городка) приняла на себя первый удар вторжения немецко-фашистской армады. Согласно приказу гитлеровского командования, крепость должна была быть взята к полудню 22 июня, но сопротивление русских оказалось таким ожесточённым (вплоть до штыковых и рукопашных атак), что непобедимая немецкая военная «машина» дала первый «сбой». Лишь спустя два дня гитлеровцы сумели захватить с кровопролитными боями Волынское и Тереспольское укрепления крепости. Оставшиеся в живых бойцы переправились в Цитадель и в так называемый Восточный форт (численность бойцов к тому времени составила вместо 3,5 тысяч всего около 400 человек) под командованием майора Петра Гаврилова, успешно отражающего атаки противника (до восьми атак в сутки)…

Впоследствии о героическом подвиге защитников Бреста будет написана масса статей, очерков, рассказов, книг. Им будут посвящены песни, картины и, наконец, спектакли и фильмы: вначале — документальные, а затем, спустя одиннадцать лет после Победы, был снят первый художественный фильм — лента Захара Аграненко и Эдуарда Тиссэ «Бессмертный гарнизон». В 1956 году эта лента стала одним из лидеров отечественного проката. Для современного зрителя самым ярким кинопроизведением о героях Бреста стала одноимённая экранизация книги Бориса Васильева «В списках не значился» — блистательный фильм Андрея Малюкова «Я — русский солдат» (1995).

Проект. Причины. Сценаристы
Обратиться к теме одного из величайших подвигов Великой Отечественной войны режиссёра Александра Котта (сериал «Конвой PQ-17») и продюсера Игоря Угольникова подвигло не только стремление максимально документально восстановить события тех трагических дней, показать подлинный, без идеологических прикрас, героизм и стойкость самых сильных духом людей ХХ столетия. Ещё одной причиной стал тот горький факт, что многие из современных молодых людей начали забывать (а то и вовсе не знать), когда, где и как началась Великая Отечественная война. Под влиянием западного кино и массы реалистических, всё тех же западных, компьютерных игр начало меняться восприятие истории этой войны, а тот же Запад — наши бывшие союзники — ещё и занялись чудовищными подтасовками фактов, пересмотров итогов нашей кровной выстраданной Победы и наглыми попытками присвоить её себе. С этим фактом авторы мириться не захотели.

Прежде чем приступать к работе над проектом с бюджетом в 225 миллионов рублей, режиссёр и сценаристы: Владимир Ерёмин, Алексей Дударев, К. Воробьёв, Екатерина Тирдатова обратились к архивам министерства обороны РФ и Белоруссии, ФСБ РФ и мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Устроив целое расследование, кинематографисты обнаружили массу неизвестных материалов о боях за крепость и о том, что происходило по обе стороны Цитадели. За основу сценария были взяты: знаменитая документальная книга писателя-фронтовика Сергея Смирнова «Брестская крепость» (1965) (см. иллюстрацию), письма немецких офицеров и воспоминания командующего 2-й танковой группы Вермахта генерала Гудериана, атаковавшего крепость русских.

Актёры
Работа над сценарием началась осенью 2007 года. Главными действующими героями фильма стали герои Советского Союза, защитники крепости: командир — майор Пётр Гаврилов, начальник 9-й погранзаставы Андрей Кижеватов и комиссар Ефим Фомин. Воплотить эти легендарные образы было изначально решено актёрам Александру Коршунову, Андрею Мерзликину и Павлу Деревянко.

Сценарий. Ветераны. Фрау мит автомат…
Первая версия сценария фильма был готова через два месяца. Поскольку авторы стремились добиться максимальной достоверности, они дали его прочесть группе ветеранов, принимавших участие в обороне Цитадели. Седые воины сценарий… не одобрили. Причиной стал совершенно необычный сюжетный ход, избранный сценаристами. С элементами мистики. Рассказ о легендарных кровавых и героических событиях вёлся от лица некоей таинственной дамы — мстительницы, прозванной некоторыми суеверными представителями Вермахта «фрау мит автомат». Легенда об этой загадочной потусторонней силе долгое время жила в этих местах. Дело в том, что после того, как крепость была взята гитлеровцами, десятки немецких солдат и офицеров начали умирать при странных обстоятельствах: не истратив ни одного патрона, безо всяких видимых следов борьбы. Стоило кому-нибудь в одиночку пройти по определённым участкам крепости или близ неё, смерть была беззвучной и мгновенной. У немцев просто останавливались сердца. Причина этого феномена так и не была выяснена. Естественно, ветеранам подобная трактовка событий показалась чересчур оригинальной.

Но это было не единственное их возражение. Фронтовикам показалось, что в фильме слишком много народа сдаётся в плен. И если от мистики авторы решили отказаться, то от правды, какой бы она горькой ни была, отказаться не могли. Слабые духом только подчёркивали подвиг оставшихся в крепости, — умрём, но не сдадимся! Проблема выбора — вот что стало одной из главных составляющих фильма.

Джихад Гитлеру
Во время работы над сценарием кинематографисты выяснили ещё один немаловажный факт о защитниках крепости. Её обороняли не только русские, белорусы, украинцы, но и представители южных национальностей. Так, несколько чеченских бойцов прямо в крепости объявили самый настоящий джихад Адольфу Гитлеру. Десятки фашистов полегли под пулями и ножами этих доблестных воинов, сражающихся за единое интернациональное государство — СССР. К сожалению, из этих героев не выжил никто.

Сценарий. Версия № 2
Во втором варианте сценария связующим «звеном» всего сюжета будущей картины и его главных героев стала история юного трубача Сашки Акимова, «русского Гавроша», как обозначили его авторы. Его реальный прототип, пятнадцатилетний Петя Клыпа, был один из немногих выживших в крепости. Именно глазами бесстрашного парнишки было задумано показать все драматические события обороны крепости. На эту роль пригласили курсанта Московского кадетского корпуса милиции Алёшу Копашова.

Главная дислокация
Съёмки фильма было решено проводить на месте событий — территории Белоруссии и непосредственно Брестской крепости. Александр Котт, по возможности, предпочёл снимать непосредственно в крепости. Руководство мемориального комплекса пошло навстречу режиссёру, однако без декораций было всё же не обойтись. Их строили три месяца. Двойник крепости со всеми мельчайшими подробностями был возведён в натуральную величину. Общая площадь декораций составила более 3 тысяч квадратных метров!

Осторожно, смерть!
Во время строительства на территории будущих съёмочных площадок дважды выезжали сапёры с целью… разминирования. Там во время проведения подготовительных земляных работ были обнаружены неразорвавшаяся немецкая граната и несколько артиллерийских снарядов. Израненная земля Бреста и по сей день остаётся нашпигованной смертью.

Съёмки. Кровь. МЧС. «Арийцы»
Съёмки начались в июле 2008 года. Для сцен сражений было произведено свыше 230 мощных взрывов, изготовлен, а затем использован до последней капли центнер (!) искусственной крови.

В массовках принимали участие несколько сот местных энтузиастов. И если на крохотные роли советских граждан и защитников крепости народ шёл охотно, то изображать врага желающих особо не было. Хотя это и было кино, но заставить надеть немецкую форму… Ассистенты режиссёра, не зная, как быть, обратились в местное отделение МЧС. Там вняли просьбам киношников. Ради светлой цели фильма дисциплинированные спасатели стали «арийцами».

Максимум реализма
Создатели «Брестской крепости», делая ставку на максимальный реализм, свели использование компьютерных эффектов к минимуму. Не зря советские киношедевры: «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину», эпопея «Освобождение» и множество других снимались, не побоюсь этого слова, по-настоящему. Иначе говоря, только с применением обычных оптических комбинированных и трюковых съёмок. Работа над «Крепостью» нередко превращалась в скрупулёзную реконструкцию событий, отчего картина выигрывала ещё более…

Фильм государственного значения
Первый показ фильма Александра Котта состоялся 22 июня 2010 года в Брестской крепости. Картину увидели ветераны войны и уже немногочисленные участники тех великих событий. Работу российско-белорусских кинематографистов высоко оценили главы союзных держав, назвав её «фильмом государственного значения». Премьера «Брестской крепости» состоялась 4 ноября 2010 года, как в России (одновременно в 542 кинотеатрах), так и в Белоруссии.

…Картина Александра Котта о бессмертном подвиге защитников крепости прочно и заслуженно вошла в «обойму» фильмов, традиционно транслируемых по российским (и не только) телеканалам ко всем памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№25 (1717) // 22.06.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net