Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Дивные киноприключения джинна и пионеров
Дивные киноприключения джинна и пионеров
Часть I


              Солнце, 1-е число
              Кричат стрижи…
              Открой окно —
              За ним — тепло…
              Свобода!
              Да здравствует оно,
              Второе время года —
              О, Лето долгожданное,
              Каникул волшебство!

…А посему сегодня, о высокочтимые мои друзья, в этот самый первый день лета и самый первый разлюбезный всякому школьнику «официальный» день самых благословенных летних каникул, самое время пролить свет истины и потешить вас какой-нибудь историей занимательной.

И, пожалуй, начну я дозволенные мне «Синескопом» речи о том, как явилось миру удивительное чудо советской кинематографии, которому исполняется ныне 65 юбилейно-золотых лет, затмившее в своё время на долгие года волшебством сюжета и спецэффектов невиданных кичливых заморско-голливудских мастеров и принёсшим державе могучей славу кипучую, сказочную. Имя тому киночуду — «Старик Хоттабыч» 0+. Итак…

Начало, или Хоттабыч из Англии?
Началась вся эта дивная история, как и многое в нашем бренном мире, со слова… книжного. В далёком 1938 году на страницах журнала «Пионер» писатель Лазарь Лагин (настоящая фамилия Гинзбург) опубликовал сказку о приключениях юного пионера Вольки Костылькова и его друзей с джинном по имени Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, он же — старик Хоттабыч.

Интересно, что с полной версией первого варианта книги Лагина можно ознакомиться в Интернете, прослушав радиоспектакль «Старик Хоттабыч», где роль джинна блистательно исполнил Армен Джигарханян.

Великолепная, захватывающая приключениями повесть-сказка Лагина стала одной из самых популярных в советской литературе, выдержав более десятка переизданий (каждое тиражом не менее 100 000, а то и двухсот тысяч). Некоторые литературоведы утверждают, что Лагин позаимствовал сюжет своей повести из рассказа англичанина Ф. Энсти «Медный кувшин», изданного в России ещё в 1916 году. Там молодой лондонский архитектор выпускает на волю из медного кувшина джинна, заточённого царём Соломоном. Думаю, о заимствовании тут особой речи и быть не может. Это всё равно, что утверждать: все фантастические книги и фильмы, где речь идёт о нашествии агрессивных инопланетян, позаимствованы исключительно у Герберта Уэллса и его «Войны миров». А как же тогда «Волшебная лампа Ала Ад Дина» из «Тысячи и одной ночи»? Сюжет тот же, только вместо архитектора бедный юноша-ремесленник. Нет, конечно же «Старик Хоттабыч» — волшебная современная сказка, придуманная талантливым писателем Лагиным.

Мимо этого блистательного произведения отечественные кинематографисты были просто не в силах пройти. Но была ещё одна причина…

Спецэффекты СССР атакуют Голливуд
В начале 1950-х годов Советский Союз, залечивая тяжёлые раны, нанесённые войной, начал гонку с капиталистическим Западом, особенно со своим бывшим союзником — США. Изрядно разбогатев на Второй мировой, Штаты рвались обрести господство не только в политике, военной мощи, экономике, науке, но и в культуре, особенно в кинематографе.

В связи с этим многие киностудии СССР поставили себе негласную задачу: перегнать Голливуд. Надо заметить, что мировая «фабрика грёз» в то время по тем же комбинированным съёмкам и оптическим спецэффектам (компьютеров-то для использования в кино тогда не было) шла «в ногу» с советским кино и даже начинала явно отставать от советских киномагов. Экранизация «Старика Хоттабыча» — повести, битком набитой чудесами и волшебством, стала идеальным шансом попробовать свои силы нашим киномастерам в зрелищном кино.

Съёмки взялась осуществить одна из крупнейших студий страны — «Ленфильм». Финансов Госкино не пожалело. На беспрецедентный в кинематографе проект «Старик Хоттабыч» работал целый НИИ телевидения, разработавший специально для фильма уникальную аппаратуру: кинокамеры, оптику, для спецэффектов — особую, «хитрую» киноплёнку (о ней позже) и под неё особую проявочную машину. Серьёзная нагрузка, по вполне понятным причинам, пала на цех комбинированных съёмок.

Сценарий и режиссёр — «амфибия»
В первых числах ноября 1955 года автор литературного первоисточника — Лазарь Лагин положил на стол художественного руководства «Ленфильма» сценарий. Сюжет пришлось изрядно сократить, иначе он просто не входил в заявленный хронометраж картины (1 час 20 мин.). Сценарий был принят без оговорок и подписан в производство.

За постановку сложной картины взялся опытный режиссёр Геннадий Казанский (снявший в будущем знаменитых «Человека-амфибию», «Снежную королеву», «Новогодние приключения Вити и Маши» и др.).

Волька, Женька и Пилюля
Далее началось всегда мучительное для творцов время поисков актёров на главные роли. Были даны объявления по радио и в газетах. Ассистенты режиссёра ходили по школам Москвы и Ленинграда, выискивая «Вольку Костылькова», «Женю Богорада» и зловредного «Гогу Пилюлю». На «Ленфильм» потянулись тысячи школьников от 12 до 13 лет. Наконец выбор остановился на шестиклассниках: Лёше Литвинцеве (Волька), Лёве Ковальчуке (Женька) и семикласснике Гене Худякове (Гога Пилюля). Интересно, что Литвинцев с мамой приходил на пробы и… не прошёл, но через полгода им позвонили со студии с новостью, что он утверждён на главную детскую роль.

Покраска ребёнка
Казанский остался доволен юными актёрами, но вдруг заметил одну неприятную деталь: Волька — Литвинцев и Женя — Худяков в раздельности смотрелись почти идеально, но вместе… Оказалось, что оба парнишки — брюнеты и очень похожи друг на друга. Выход был один — режиссёр задумался: «Кого будем красить?». Выбор пал на Алёшу Литвинцева — Вольку. Пришлось просить разрешения на «покраску ребёнка» у родителей. Когда было дано «добро» — Лёшка стал блондином. Специальных, качественных красителей для волос тогда не было, и волосы мальчика нещадно, на протяжении всех восьми месяцев съёмок, выбеливали пергидролью, от которой страшно жгло кожу, но Лёша мужественно терпел. Поскольку шевелюра быстро отрастала, то красили вновь и вновь. И раз уж выдержать один оттенок волос было почти невозможно, то внимательный зритель может легко увидеть, что на протяжении всего фильма Волька то «чистопородный» блондин, то рыжеватый, а к концу приключений вообще становится русым.

Как Гуссейн-Гуслия Хоттабычем стал
На главную роль мудрого и великого Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба тоже был немалый конкурс. Примеряли волшебную бороду, чалму и халат знаменитые Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но утвердили одессита Николая Волкова. Едва увидев его в восточных одеждах и с бородой, Казанский в восторге воскликнул: «Берём немедля!».

Тем более, что сказочно-восточный опыт у Волкова уже имелся — он с блеском исполнил роль звездочёта Гуссейн-Гуслии в фильме «Насреддин в Бухаре» (реж. Яков Протазанов, 1934). Однако роль Хоттабыча оказалась гораздо сложнее. Так, перед каждыми съёмками актёру приходилось по два часа проводить в гримёрной, и дело было не в специальной накладной бороде, из которой можно было даже выдёргивать волоски, а в носе. Нос «Хоттабычу» сооружали очень долго из специального гримёрного пластилина, а затем «намертво» фиксировали. В результате у зрителя даже не появляется мысли, что нос у волшебника не настоящий, а сам трёхтысячелетний старец имеет возраст всего в 56 лет.

О трах-тибидохе откровенно
Кстати, о бороде, магических волосках и заклинаниях! Известное хоттабычевское «трах-тибидох» ни в книгах, ни в фильме не присутствует вообще. А появилось оно благодаря радиоспектаклю 1958 года (и изданной позже грампластинке). Лишь в первом книжном издании «Старика Хоттабыча» от 1940 года можно найти, кроме того, что Гассан Абдурахман рвёт серебряные волоски из бороды и осуществляет волшебство, странное магическое слово «лехододиликраскало». Интересно, что сие заклинание представляет собой не что иное, как первую строку иудейского литургического гимна встречи Шаббата (субботы). В последующих изданиях это странное слово было убрано.

«Алкогольно»-волшебный звук
Режиссёра не устраивало, что Хоттабыч будет колдовать бородой беззвучно. Казанский с коллегами долго гадали, чем озвучить волшебные волоски. Предлагались: звон монет, колокольчиков, звяк ключей, бульканье в водопроводном кране, свист и ещё много чего, пока режиссёр случайно не услышал дома, во время обеда, как небольшой пустой хрустальный бокал стукнулся о другой с характерным звоном. Именно этот звон и был взят за основу звукового эффекта, сопровождающего колдовство джинна.

Съёмки фильма «Старик Хоттабыч» начались в конце мая 1956 года…

Величайшие тайны чёрного света, изумрудных фруктов и полётов в небесах. Малолетние преступники Волька и Женька в милиции! Когда верблюд плюёт на съёмки. С горьким плачем на премьере. Об этом поведаю через неделю, 15 июня в продолжение чудесной истории сказочника Лазаря Лагина и киномага Геннадия Казанского, да пребудет мир с ними обоими!

А в следующем «Синескопе» вас ждёт нечто опасно-высотное, невероятное!..

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№22 (1714) // 01.06.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net