Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Воины кино. Первый Оскар
Воины кино. Первый Оскар
«Один хороший фильм стоит нескольких дивизий...»


Особое оружие Великой войны
У меня в руках относительно компактное, но непривычно массивное устройство (см. фото). У меня в руках — грозное оружие эпохи Великой Отечественной войны. Оружие особое. То Самое оружие правды, времени и надёжный фиксатор памяти. Именно оно видело Войну и Победу. Видело первый крупнейший разгром полчищ врага под Москвой. Видело глазами отважных, ради кадра страшной и великой правды забывающих о смерти людей — 18-ти фронтовых кинооператоров, сжимавших в своих руках не винтовку или автомат, но своё верное профессиональное оружие — кинокамеру КС или его «двойник» — аппарат «Аймо». Сегодня о них в преддверии всероссийской премьеры отечественной картины…

Война. Вооружение оператора
…22 июня 1941 года, в 03 часа 15 минут немецко-фашистские войска пересекли границу и напали на СССР. Радио и газеты страны немедленно разнесли эту страшную новость. Но слов было мало. Врага и то, что он творил, надо было видеть и знать в лицо, знать кровавого, жестокого хищника. И ещё более важное — видеть, как ему дают отпор. Уже на следующий день на фронт выехала первая группа военных кинодокументалистов. Каким же было профессиональное оружие советских операторов-фронтовиков? Поначалу с ним была проблема. Тяжёлая. В СССР не было своих лёгких, репортажных кинокамер… Совсем! До войны закупали в единичных экземплярах у американцев самую лёгкую на тот период, ручную «Аймо» («Eyemo» — фирма Bell & Howell), с пружинным заводом. Личным распоряжением Иосифа Виссарионовича Сталина была срочно выписана дополнительная партия этих дорогостоящих съёмочных аппаратов. Была ещё советская камера КС (КС-4 и КС-5) — почти точная копия американской, но хотя она и выпускалась с 1938 года, но в производстве оставалась штучной и не менее дорогой.

Алюминиевая «боевая» «Аймо» имела в полной комплектации на специальной турели три объектива с различным фокусным расстоянием. (Никаких «зумов», которые имеются сегодня в любой видеокамере, цифровом фотоаппарате и мобильном телефоне, позволяющих, не сходя с места приближать или удалять изображение, тогда не существовало). Весила лёгкая «Аймо» далеко не «легко» — благодаря тяжёлому пружинному механизму (2,5 кг) и в снаряжении с одним объективом масса её была порядка 5 килограммов. Никаких плечевых штативов-упоров не имела. Внизу торчала ручка и всё. Бобышка вмещала 30 метров плёнки — её хватало всего на одну (!) минуту съёмки. Поскольку работала камера от пружины всего 30 секунд, то её приходилось периодически заводить вновь. А теперь представьте — идёт ожесточённый бой или бомбёжка: свистят пули, рвутся снаряды, бомбы, мины, гранаты… А оператор, прямо в гуще этого ада, должен вести не только съёмку, но ещё и успевать там же перезаряжать в светонепроницаемом спецмешке плёнку в камере, а отснятую — паковать в чёрную фотобумагу. И опять снимать до следующей перезарядки …часто под пулями, снарядами, осколками.

Проект
С каждым месяцем войны сюжеты, снятые на передовой для «Союзкиножурнала», становились всё содержательней и разнообразней. Фронтовые операторы и режиссёры жестоко и кроваво учились своей опасной работе. А немцы ожесточённо рвались к Москве.

25 ноября 1941 г председатель Комитета по делам кинематографии СССР И. Г. Большаков был вызван в Кремль. «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… — сообщил ему при встрече верховный главнокомандующий — И. В. Сталин. — Надо всё это обязательно заснять на плёнку и сделать хороший фильм… О подготовке и ходе съёмок будете докладывать лично мне… Будущая картина может иметь большое значение… и будет она назваться «Разгром немецких войск под Москвой».

Режиссёры. Операторы. Съёмки
Для ответственного задания были вскоре определены двое опытных режиссёров-документалистов: Леонид Варламов и Илья Копалин, за плечами которых было свыше полусотни кинолент. Была собрана команда из 18-ти не менее опытных, «обстрелянных» кинооператоров Центральной студии документальных фильмов и киногруппы Западного фронта. Пред каждым была поставлена конкретная боевая задача — снимать те или иные события и локации. Работать приходилось не только в тяжёлых фронтовых, но и погодных условиях: мороз до -30, снег. Оптика запотевала и покрывалась льдом, механизмы камер забивались снегом, плёнка могла переохладиться и стать ломкой. Руки операторов коченели, камеры, несмотря на самодельные чехлы, приходилось нередко согревать своим телом. А некоторым кинофронтовикам не было суждено вернуться на базу — киностудию.

Фильм-победа
Но материал шёл с передовой, несмотря ни на что, ежедневно: из проявочной лаборатории он сразу же переходил к монтажницам, работавшим круглосуточно — монтаж фильма не прерывался даже во время воздушных налётов гитлеровцев на Москву. Кинематографисты торопились — страна ждёт первого фильма о первой большой Победе Красной армии и о крушении мифа о непобедимости немецко-фашистской армии. В последних числах декабря 1941 года картина была смонтирована и озвучена. Сталин, вносивший некоторые поправки в киноленту, вместе с комиссией Государственного комитета обороны отсмотрели окончательную версию фильма «Разгром немецких войск под Москвой» и дали «добро» на её тиражирование. К началу февраля было отпечатано рекордное для того времени количество копий — 800! 18 февраля 1942 года полнометражная (55 мин.) хроникально-документальная картина режиссёров Л. Варламова и И. Копалина вышла на экраны страны. Лента прошла с огромным успехом во всех городах, сёлах СССР, собирая на все сеансы полные залы, и выполнила свою кинобоевую задачу — показала людям, что впереди будет только победа.

Первый «Оскар»
В июле 1942 года подлинно героический «Разгром» был закуплен во все страны антигитлеровской коалиции (фоторепортёры запечатлели невероятные очереди к кассам кинотеатров), где стал сенсацией. В США фильм был впервые показан 15 августа, в Нью-Йорке, в кинотеатре «Глоб», а 1 октября фильм, полностью адаптированный для американского зрителя, вышел на экраны Америки и прошёл с большим успехом под названием «Moscow Strikes Back» — «Москва наносит ответный удар». В декабре 1942 советская картина получила престижную премию Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм. А в марте 1943 года на 15-й церемонии вручения наград премии Американской академии случилась подлинная сенсация — лента советских авторов Л. Варламова и И. Копалина получила первую в истории кинематографии СССР статуэтку — «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Режиссёры при вручении награды не присутствовали — им было не до конкурсов — они уже работали над другими картинами, в том числе занимаясь и фронтовой хроникой.

Факт об «Оскаре». Во время Второй мировой войны в целях экономии металла золотые статуэтки «Оскаров» делали из гипса, покрывая их золотой краской.

Ныне первый советский «Оскар» находится в московском Музее кино. Американская киноакадемия обещала, что после войны гипсовую статуэтку заменят на золотую. Обещание так и не было выполнено — началась «холодная война»…

…На родине фильм также получил высокую награду — Сталинскую премию I степени, но главным достижением «Разгрома» были не призы и награды, а то, что фильм сыграл неоценимую роль в переломе общественных настроений в пользу СССР. Лента Варламова и Копалина выполнила огромную пропагандистскую работу, основываясь только на фактах и мастерстве советских фронтовых кинематографистов, с эффектом которой даже и близко не могли сравниться усилия самых изощренных дипломатов и влиятельнейших политиков. Именно в дни триумфа «Разгрома немецких войск под Москвой» Верховный главнокомандующий, глава СССР сказал: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий…».

«Первый Оскар». 2022 год
Героическая, полная опасностей история появления легендарной картины, её заслуженная награда заинтересовала в 2016 году российского режиссёра Сергея Мокрицкого («Битва за Севастополь» 2015, «Черновик» 2018). Спустя два года появился сценарий фильма. Съёмки «Первого Оскара» начались 31 января 2021 года и продлились до апреля.

Сюжет вкратце таков: 1941-й. Двадцатилетние студенты-операторы Лев Альперин (актёр Антон Момот«Союз спасения» 2019) и Иван Майский (Тихон Жизневский«Майор Гром: чумной доктор» 2021 — майор Гром) соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны (Дарья Жовнер — «Доктор Лиза», 2020) с актёрского факультета. Когда начинается эвакуация, они втроём отказываются уезжать и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами. Их соперничество продолжается и здесь, но испытания и ужасы войны, мужество и подвиги советских солдат, свидетелями которых они становятся, меняют их взгляды на творчество и жизнь. Только благодаря этому им удаётся снять кадры, которые войдут в историю…

Фильм основывается на реальных исторических фактах и событиях, но его авторы пошли на определённые творческие допущения, сделав центральных персонажей «Первого Оскара» полностью вымышленными (как и всю эту любовную историю) на фоне ряда персонажей исторических, реальных… Всероссийская премьера фильма «Первый Оскар» (12+) состоится уже 21 апреля во всех кинотеатрах страны, города Читы и кинотеатрах Забайкальской государственной кинокомпании.

P.S. На официальном постере фильма «Первый Оскар» крупным планом фигурирует одна из «главных героинь» — кинокамера французского производства Дебри Парво (Debrie Parvo) (см. заставку). По мнению авторов фильма, с такой камерой работали советские фронтовые операторы. Это не совсем соответствует действительности. В реальности, в абсолютном подавляющем большинстве Великую Отечественную снимали наши неприхотливые ручные КС и её «первоисточники» — американские «Аймо».

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№16 (1708) // 20.04.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net