«Он (мир) — твоя иллюзия», — высказывался по этому поводу ещё Платон. «Материальную ценность имеют лишь идеи, остальное — всё всего тень». Его взгляды разделял и Аристотель. «Неизвестно, кто именно, но какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману, внушил человечеству, будто всё, что вокруг людей, — реальный физический мир, в действительности же наша реальность — лишь фантазия этого гения», — не раз заявлял французский философ и математик Рене Декарт в 17 веке. То есть ещё в давнем прошлом великие учёные уже догадывались и высказывали предположения, что с окружающей нас Реальностью, возможно, что-то не так.
Мир не такой, каким нам, людям, он кажется. Все мы живём в неописуемо гигантской искусственной Симуляции. Это предположение, гипотеза, а точней, вообще теория, выдвинутая с приходом 21 века целым рядом учёных, философов, а также бизнесменов разных стран, оказалась достаточно безумной, что вполне может стать подлинным фактом с вероятностью от 25 до 50 %.
С учётом всё более активного развития компьютеров, соответствующих технологий, мы уже сегодня видим, каких высот и возможностей достигла виртуальная симуляция. С учётом того, до какого реализма уже дошли компьютерные игры, использование компьютерной графики в кинематографе. С учётом появления, нарастания странных, необъяснимых явлений, феноменов и случаев в нашей жизни, иногда называемых «сбоями симуляции». Сегодня, накануне премьеры одного из самых ожидаемых кинопроектов, впрямую связанного со всем вышеупомянутым, мы и поговорим.
24 марта 1999
До этой даты мир людей жил не то чтобы в полном неведении, но всё-таки не отличался, за исключением ряда специалистов — учёных и некоторых любителей науки и … фантастики, особыми знаниями о Реальности с большой буквы, в которой мы проживаем. После этой даты произошёл переворот в умах сотен миллионов, взрыв интереса на грани шока к Миру, который оказался, возможно, не той Реальностью, в которой люди жили до этой даты. На экраны вышла «Матрица» — фантастический кинофеномен, порождённый режиссёрами-братьями Лоренсом и Эндрю Вачовски, который, несмотря на фантастичность, покусился вскоре на Реальность. Общая идея фильма сводилась к тому, что всё человечество проживает в виртуальной симуляции, порождённой миром сверхмощных компьютеров. В реальности же Homo Sapiens живут в состоянии сна в особых ёмкостях-контейнерах, с подключёнными через мозг коммуникаторами к Матрице. Компьютеры, захватившие власть над человечеством, используют людей в качестве источников тепло- и электроэнергии. Хакер с псевдонимом Нео (актёр Киану Ривз), узнав правду о том, что его привычный мир (и всего человечества) — компьютерная симуляция и увидев, каков мир реальный, включается вместе с другими повстанцами в борьбу против машин, в которую вовлекаются и прочие люди, освободившиеся из «мира грёз» Матрицы.
Сомнения в Реальности
Несмотря на свою фантастичность, «Матрица» и последующие её части («Матрица: Перезагрузка» 2003, «Матрица: Революция» 2003) стала рассматриваться не только как художественное произведение, но и как модель того, что в теории может произойти с миром в результате развития и совершенствования компьютеров и компьютерных технологий. У сотен миллионов зрителей, поражённых увиденным, после просмотра фильма невольно возникал вопрос: «А может и наш привычный мир — всего лишь Симуляция?». «Не живём ли мы сами в Матрице?». И эти вопросы-сомнения, навеянные трилогией Вачовски, оказались …небезосновательны. Для многих стало едва ли не откровением существование научной теории-предположения о том, что мы, возможно, действительно живём в искусственной симуляции.
Эксперимент. Доказательство?
Некоторые эксперименты, проведённые современными физиками (включая и знаменитый опыт ещё от 1803 года английского учёного Томаса Юнга, пытающегося ответить на вопрос: «Что есть свет (фотон) — частица или волна?»), поставили под сомнение реальность Реальности. Я не буду их описывать подробно, иначе места в сегодняшнем «Синескопе» просто не хватит. Отмечу главное — странный и необъяснимый факт: во время эксперимента (вначале он повторял опыт Юнга) луч света, исходивший от одного источника, пропускался через две вертикальных прорези в светонепроницаемой заслонке, затем проецировался на экран. Одно изображение на экране было, как и полагается — вертикальным (подтверждение так называемой корпускулярной теории, что свет — есть частица), расположенное рядом второе… Второе на экране появилось в виде … ряда чередующихся полос — интерференционных (см. иллюстрацию)! Получалось, что здесь природа света — волновая (то есть свет распространяется в виде электромагнитной волны). Обе теории полностью противоречат друг другу. Получалось, что свет — это частица и волна? Невозможно. Тем не менее, это всё-таки приняли как доказательство, что свет имеет волновую сущность.
Современные физики, всё же рассматривая свет и как частицу и как волну одновременно, решили пойти дальше опыта Юнга. В одном из экспериментов учёные «добавили» к светонепроницаемой заслонке специально сконструированный измерительный датчик, способный зафиксировать, что же происходит с фотоном и через какую прорезь он всё-таки проходит и тем самым поставить точку в многолетнем споре учёных о вышеупомянутых теориях. И тут начинало происходить НЕЧТО! На проекционном экране появилось две совершенно …одинаковых параллельных полосы света. Интерференционных полос НЕ БЫЛО! Фотоны «подтверждали» только корпускулярную теорию света, то есть вели себя как частицы — материи.
Получалось, что «посторонний наблюдатель» (измерительный датчик) смог мгновенно изменить волновые функции и заставить фотон вести себя исключительно как …частица. О том, что он ещё и волна, фотон внезапно «забыл прикинуться»… Стоило отключить «наблюдателя», интерференция тут же появлялась вновь. И так много раз. В данном случае это странное явление напоминает…
…Компьютерные игры
А именно различного рода «симуляторы» — «шутеры» («стрелялки») всех видов, мото- и автогонки. Напоминает квесты всех мастей, а также симуляторы жизни (свиданий, семейной жизни и карьеры по типу популярного цикла игр «Sims», «выживалок», строительно-управленческих) и т.д. и т.п. Как известно, мир в любой из этих компьютерных игр существует исключительно вокруг героя (игрока). Но стоит виртуальному герою, управляемому геймером, отвернуть свой «взгляд» в любую сторону — все предметы и персонажи игры, ушедшие за пределы зрения, немедленно исчезают. (Понятно, что в игре это делается для минимизации нагрузки на процессор компьютера и оптимизации игры). И наоборот, как только главный герой обернётся в ту или иную сторону, весь «мир» — другие персонажи, дома, авто, леса, реки и прочие нужные элементы пейзажа «услужливо» появляются вновь. Такова компьютерная симуляция виртуального мира.
Впрочем, иногда, по разным причинам, случаются сбои в работе процессора, и тогда игра начинает «подвисать» — тормозит, в результате наблюдается замедление, а то и полная остановка персонажей (нередко в нелепых позах, а то и в воздухе), речь «заикается». Транспорт и прочие «объекты» замирают в неожиданных точках пространства (самолёты, птицы, пули и т.п.). В этом случае иногда даже становится видной изнанка оболочки игры — в виде полос, цифр, и, порой, не разбери чего.
Сбой проходит, игра «оживает» и продолжается в обычном режиме. Казалось бы — всё это может происходить только с компьютерными играми-симуляциями. Но не тут-то было!!!
Сбои. «Эффект Манделы»
В последние десятилетия вокруг вполне обыденной реальной жизни вдруг начали происходить и наблюдаться странные, малообъяснимые явления, которые стали называть «сбоем в Матрице». Среди них наблюдения странных зависаний (как в стоп-кадре), в прямом и переносном смысле во время движения (порой прямо в воздухе и на короткое время) людей, животных, транспорта. Внезапные и участившиеся случаи появления двойников людей, причём одетых в ту же одежду. Различные психологические (и «материальные» — изменения форм и размеров предметов, изменение нахождения в пространстве и т.п.), «сбои» (включая случаи необычных «дежа вю») у совершенно здоровых людей.
Внезапные короткие отключения памяти (каждый сталкивался: идёшь, к примеру, дома, в комнату с какой-то целью, входишь и …полностью забываешь, зачем решил войти).
Особо известной в этом отношении стала, по существу, массовая вспышка (международного) странного психологического (и не только) явления, называемого «Эффект Манделы», начавшаяся более десятилетия назад. Заключается он в том, что у нескольких людей (порой сотен, тысяч и более) воспоминания о чём или о ком-либо полностью совпадают, но при этом они являются ошибочными и противоречат реальным фактам.
Один из ярчайших примеров — в 2013-м году масса людей начала обсуждать смерть известного государственного и политического деятеля, президента ЮАР Нельсона Манделы. Однако многие были убеждены, что политик скончался в тюрьме в 1980-х годах. (Автор этих строк сам сталкивался с подобными людьми). На самом же деле Мандела был освобождён в 1990 году и ушёл из жизни только в 2013 году. Именно с этого случая и пошло наименование странного психологического «сбоя».
Примеров «эффекта» великое множество во всех областях жизни современного человека и, вероятно, не один читатель сам стакивался с эффектом Манделы. Так, к примеру, немало россиян уверены (и помнят), что, перед тем как покинуть свой президентский пост, Ельцин произнёс фразу, ставшую крылатой: «Я устал, я ухожу…». На самом деле было: «Я ухожу в отставку… Я сделал всё, что мог».
«Эффект» и кино
Имеются примеры эффекта Манделы и в кинематографе. Часть зрителей (включая иностранных) твёрдо уверена, что в фильме «Звёздные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар» Дарт Вейдер произносит фразу: «Люк — я твой отец». Ни в русском переводе, ни на языке оригинала он такого не произносит, а на самом деле говорит: «Нет, я твой отец». Немалое количество зрителей отлично помнят (включая автора этих строк), что короткометражка Гайдая называлась «Пёс Барбос и необычайный кросс». Если посмотреть фильм сегодня, то на вступительном титре чётко значится «Пёс Барбос и необычный кросс».
Или вот «новогодний» пример эффекта — напевая песенку «Про пять минут» из «Карнавальной ночи» многие люди напевают: «Пять минут, пять минут — это много или мало?». Таких слов в песне нет вообще! Есть немного похожие: «Без пяти, без пяти, но ведь пять минут — немного…».
И ещё маленький пример: в цикле мультиков про крокодила Гену и Чебурашку немалое число зрителей, перечисляя аксессуары отрицательного персонажа — Шапокляк: шляпу, сумочку, рогатку, часто прибавляют ещё и зонтик. Так вот, зонтика у пожилой хулиганки никогда не имелось…
Итак, всё вышеупомянутое и вышесказанное (хотя и далеко не всё перечисленное) вполне может допускать, что мир вокруг нас совсем не тот, что нам кажется, и все мы живём в невероятно огромной …СИМУЛЯЦИИ, порождённой некой гигантской Матрицей — процессором пока неведомого сверхмощнейшего ультракомпьютера (или целой сетью), управляемым неким Геймером-игроком (или игроками). Кинематограф к подобному «мироощущению» нас неплохо подготавливает. Помимо «Матрицы» от Вачовски, в 1999 году вышел не менее будоражащий воображение фильм «Тринадцатый этаж» Й. Руснака также об иллюзорности Реальности, причём её мир, подобно матрёшке, включает ещё целый ряд альтернативных реальностей, синтезированных компьютерами. «Трон» (1982), «Нирвана» (1997), «Экзистенция» (1999), «Ванильное небо» (2001), «Авалон» (2001), «Тёмный город» (1998), «Трон: Наследие» (2010), «Исходный код» (2011), «Теорема Зеро» (2013), «Сигнал» (2014), «Инопланетный код» (2018), «Эффект Манделы» (2019), «Главный герой» (2021) — фильмы, говорящие о том, что Наша Реальность может быть несколько иной, чем нам кажется (от рукотворной — компьютерно-игровой до неземного происхождения, созданной с неизвестной целью).
«Воскрешение»
И вот уже 16 декабря, наконец-то произойдёт Событие, которое порадует армию фанатов и обычных поклонников (включая читинских и забайкальских) культовой «компьютерной» кинотрилогии. Её ожидали 18 лет. На экраны мира, РФ, Читы и нашего края выходит четвёртая часть франшизы — захватывающий высокобюджетный (около 250 млн. $) научно-фантастический, апокалипсический кибер-панк триллер-боевик «Матрица: Воскрешение» режиссёра Ланы (Лоренс) Вачовски. О сюжете даже не собираюсь намекать, по вполне понятным причинам. У кого будет желание — ищите в Интернете, смотрите трейлеры и т.д. Отмечу только, что образ Нео (несколько возмужавшего и по воле сценаристов фильма, воскресшего после гибели в третьей части франшизы) вновь воплощает актёр Киану Ривз. Его возлюбленную и боевую соратницу в борьбе с машинами и враждебными программами, также воскрешённую по воле сценаристов — Тринити вновь исполнит «проверенная» Кэрри-Энн Мосс. А вот облик третьего, «противоматричного богатыря» — Морфеуса некоторым образом изменится: вместо актёра Лоуренса Фишборна будет действовать не менее харизматичный Яхья Абдул-Матин II («Величайший шоумен» 2017, «Аквамен» 2018 — Чёрная манта). Добавлю, что новая «Матрица» будет местами заметно отличаться от общего духа предыдущих трёх картин.
P.S. «Матрица: Воскрешение» имеет самый длинный хронометраж во франшизе — 148 минут.
P.P.S. Белый кролик, чёрный кот, красно-синие сигналы-капсулы-таблетки, а также зловредные, агрессивные человекообразные программы «а-ля агент Смит» в фильме присутствуют.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№51 (1691) // 15.12.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев