Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Кинематограф семи нот
Кинематограф семи нот
Часть II


Часть I

Когда начинает петь один человек — это соло. Когда запевают много человек — это уже хор. Когда люди не просто поют на сцене, но ещё и показывают, о чём, собственно — это уже опера, а если при этом смысл песен лирическо-комедийный и большей частью весёлый и смешной, то это не иначе как оперетта или водевиль. А вот когда персонажи фильма, который вы смотрите, вдруг начинают выводить песенные рулады на самые различные темы, совершая при этом большей частью синхронные телодвижения — будьте уверены, перед вами самый настоящий киномюзикл, ну или … музыкальный фильм. Этим почти гениальным определением одного из самых любимых зрителем киножанра мы продолжаем разговор о музыке, песнях и танцах в кинематографе.

Телевидение атакует
…Итак, пришли 1950-е. Началась …Война! Да нет, я не ошибся и не заговорился. Именно война! Кинематограф, в том числе и музыкальный, был атакован по всем фронтам самым его страшным, молодым и набирающим мощь Врагом под именем — Телевидение. В эфире появились развлекательные передачи, шоу и сериалы всех мастей и на любой вкус, в том числе и всех музыкальных направлений. Доходы от кинопрокатного бизнеса резко упали. И тогда кинематограф стал делать ставки на зрелищность, подразумевавшую просмотр фильмов на большом экране.

В начале 1960-х бизнесмены-продюсеры пришли к выводу, касающемуся мюзиклов, — лучше не рисковать, а заняться экранизациями проверенных на публике бродвейских хитов. И стали появляться один за другим фильмы, собравшие немалую «кассу», которые ныне стали классикой не только «музыкального», но и «обычного» кинематографа: «Вестсайдская история» (1961), к которой мы сегодня обязательно вернёмся, «Моя прекрасная леди» (1964, 8 премий «Оскар») с Одри Хепбёрн, «Звуки музыки» (1964, 5 статуэток «Оскар»), «Смешная девчонка» (1968, «Оскар») с Барбарой Стрейзанд и Омаром Шарифом. В 1964 году попала в эту «классическую обойму» и европейская кинолента (Франция-Германия) с участием великолепной, нежной Катрин Денёв и бессмертной музыкой Мишеля Леграна «Шербурские зонтики».

Мюзикл, Диско, Рок…
В основу многих мюзиклов 1960-х легли также классические произведения гениев мировой литературы — Шекспира, Сервантеса, Вольтера, Диккенса, Бернарда Шоу. В США, например, сценарии киномюзиклов не раз удостаивались именно литературно-театральных премий.

Мюзиклы приносили славу и почёт своим создателям и актёрам, в них снимавшимся. Даже названия их стали своеобразными фразеологизмами. «Хелло, Долли!» (1969) и «Бриолин» (1978), «Весь этот джаз» (1979) и «Кабаре» (1972) с эффектной Лайзой Минелли и знаменитым шлягером «Деньги»…
И, наконец, мега-культовая «Лихорадка субботнего вечера» (1977) с участием 23-летнего Джона Траволты и музыкой группы «Би Джис», раскрутившая на все обороты новый музыкальный стиль — течение Disco.

Что же касается другого массового, более «серьёзного», нежели «диско», течения в музыке — Рока и его «производных» — рок-опер, которые одна за другой появлялись в 1970-е и последующие годы, то ради проникновения на экраны они «смирились» со своим обозначением и стали назваться тоже мюзиклами: «Иисус Христос — суперзвезда» (1973), «Томми» (1975), «Волосы» (1979), «Стена» (1982) и т.д.

Когда поют …оборотни …и не только
Экспериментальный фильм режиссёра Джона Лэндиса («Американский оборотень в Лондоне») «Триллер» (1983) с участием Майкла Джексона блистательно показал, что и ужастик в больших дозах мюзиклу не помеха. В постмодернистском фильме — клипе Лэндиса поют и танцуют мертвецы, выбравшиеся в ночь полнолуния из могил. И главный молодой жмурик-оборотень — вампир Майкл выдаёт на погосте лихие коленца с залихватскими песенно-кровососными руладами. Зрителя пугало, восторгало до дрожи и заставляло в порыве сопереживания притопывать в такт и подпевать нежити! В общем, переиначивая известную фразу: «Гляжу, мать честная — на дороге гроб с покойничком, а по дороге мёртвые с косами пляшуть! И музыка-а!..». Интересно, что о безграничной популярности «Триллера», к примеру, даже в СССР, «говорит» пародийный эпизод в мультсериале «Ну, погоди!» (выпуск № 17), где Заяц в полночь превращается в клыкастого оборотня.

Свобода жанра киномюзикла с 1983 года стала ограничиваться отныне только мастерством и фантазией авторов. Охват стал поражать: от любовных историй и мелодрам — до социальных и антивоенных протестов, от фэнтези и библейских событий до …триллеров, ужасов («Шоу ужасов Рокки Хоррора» 1975, «Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит» 2007, «Карнавал дьявола» 2012, кровавый подростковый слэшер «Страх сцены» 2013, «Дочери танца» 2019, «К-12» 2019), и фантастики («Капитан Ио» 1986) с М. Джексоном, «Генетическая опера» 2008 — мрачная фантастика на тему пандемии, будущего и бизнеса, связанного с продажей человеческих органов («Нептун Фрост» 2021)!

Но это всё захватывающее музыкально-танцующе-поющее действо, именуемое киномюзиклом, было заокеанским и западно-европейским порождением. А что же Россия? А затем и СССР? И вновь Россия?

Первый русский, немой и …музыкальный
В нашей стране по ряду причин ничего подобного мюзиклу в той форме, в какой он возник в США, народиться не могло. Ни русский музыкальный театр, ни кинематограф такого разнообразного культурного влияния не испытали. Интересно, что первой национальной игровой картиной стал фильм продюсера Александра Дранкова и режиссёра Фёдора Ромашкова «Понизовая вольница» (1908), представлявший собой буквальную экранизацию народной песни о лихом Стеньке Разине, утопившем в Волге басурманскую княжну. На этом тесная связь нашего кино с музыкой оборвалась на годы.

Мюзикл по-сталински
После Октябрьской революции победители, дальновидно присвоившие кинематографу статус «важнейшего из искусств», взяли его под опеку и всецело подчинили не только для повышения культурного уровня народных масс, но и по идеологическим задачам. Новая власть беспощадно отсекала от советского кинематографа элементы буржуазно-чуждого, «легкомысленного». Тем не менее, уже в конце 1920-х годов глава СССР, Иосиф Виссарионович Сталин, занимавшийся вопросами культуры не меньше, чем военным строительством, прекрасно понимал, что музыкальные картины всё же очень нужны — как средство развлечения и …пропаганды.

Талантливый режиссёр Григорий Александров засучил рукава и с помощью популярного композитора Иосифа Дунаевского выполнил социальный заказ — в отечественном кино родился новый жанр, родилась и новая кинозвезда. Ею стала супруга режиссёра — актриса Любовь Орлова. В 1934 году выходят на экран «Весёлые ребята», «Цирк» (1936), музыкальная комедия «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), после войны — блистательная «Весна»: все с участием Орловой.


Картины Александрова, советские по содержанию, по стилю были в той или иной степени освоением американского опыта. С одной оговоркой — в них много музыки и песен и совсем мало танцев. Объяснение простое — у нас в те годы не было профессиональной современной хореографии и танцоров-виртуозов, которыми так богат был Голливуд 1930-50-х годов. Школа музыкально-пластического актёра кино отсутствовала. Она и не могла возникнуть на советской почве. Борьба большевиков за всеобщую грамотность парадоксальным образом уживалась с общим «упрощением» культуры. Вот одна из главных причин, по которой в 1930-е годы не было спроса на современный сценический танец. А вот песню народ всегда очень любил. Поэтому герои фильмов Александрова или Пырьева («Богатая невеста», «Кубанские казаки») — мастеров лубочной разновидности отечественного музыкального фильма — часто поют и гораздо меньше танцуют, а если и танцуют, то народные пляски.

Кто есть кто: киномюзикл и музыкальный фильм
Итак, вот и настал самый подходящий момент сообщить, чем отличается жанр киномюзикла от музыкального фильма. В киномюзикле присутствует полный развлекательный «комплект»: Музыка, Песни и одна из его главных, непременных составляющих — Танец. Музыкальный фильм — это только музыка, песни и совсем немного танцев (а то и совсем без них). Вот оно — принципиальное различие киномюзикла и музыкального фильма.

…Дальнейшая история советского и российского «кинематографа семи нот» — это совершенно отдельная, большая и весьма интересная тема, к которой как-нибудь мы ещё вернёмся. А пока продолжим…

В 21 веке. Шведы и джазист действуют
В 1990-е годы киномюзикл испытывал не то что бы кризис, но некоторое отступление перед другими жанрами, а всё оттого, что в кинематографе происходила большая компьютерно-технологическая революция и своё брали, прежде всего: фантастика, ужасы, боевики. Но с приходом нового тысячелетия и с появлением шедевров «Мулен Руж», «Чикаго», «Танцующая в темноте» и «Призрак оперы» мюзикл заблистал с новой силой. Особо он вспыхнул и рванул сверхновой звездой на кинонебосклоне 30 июня 2008 года — на экраны мира вышла картина «Мамма Мia!» с участием Мэрил Стрип, Аманды Сейфрид, Пирса Броснана и др., снятая на основе 22-х хитов шведской супергруппы «АББА», причём в фильме эпизодически появились и её участники — Бенни Андерссон (Пианист) и Бьорн Ульвеус (Греческий бог). Собрав такую же астрономическую сумму дохода для мюзикла (бюджет — 52 млн. $ — сборы 610 млн.), в 2018-м вышла вторая, чуть менее, но всё же весьма успешная часть. К настоящему времени запущена работа над продолжением сверхуспешного мюзикла, куда помимо классических хитов «АББЫ» войдут новые композиции с последнего альбома группы от 2021 года.

Интересно, что шведский суперквартет успел отметиться в большом кинематографе ещё в 1977 году — именно в это время вышла с невероятным успехом, на волне интереса к творчеству группы зрелищная широкоформатная картина — ревю шведско-австралийского производства «АББА: Фильм». Годом позже картина демонстрировалась в СССР, где шла при постоянных аншлагах на всех сеансах, породив и без того немалую волну «аббамании» у фанатов группы.
Музыкальный киножанр продолжил своё победное шествие — в 2016- м: на экраны вышла музыкальная романтическая трагикомедия «Ла-ла-лэнд» Дэмьена Шазелла, собравшая кроме немалой «кассы» 6 золотых статуэток «Оскар» и 7 «Золотых глобусов».

Трижды «Вестсайдская»
И вот мы, наконец, пришли к самому главному и кино-актуально-танцевально-музыкальному.

…Нью-Йорк. Западная часть Манхеттена. Уличные банды… Беспощадные. Жестокие. Молодые…

За сферы влияния… Белые против пуэрториканцев. «Ракеты» («Jets») против «Акул» («Sharks»). Стычки. Драки. Увечья. Кровь… И вдруг эти двое… По разные стороны нерушимой стены ненависти. Он — «джет». Она — «шарк». Это было невозможно. Иррационально. Исключено. Они увидели друг друга и… Это случилось. Любовь… Вопреки всему и вся. Вечная история, воспетая ещё Шекспиром, перекочевавшая в середину 20 века. Кулак. Пуля. Ствол. Нож. Жизнь. Смерть. Любовь и… Песня… Танец… Музыка…

Уже 9 декабря в кинотеатрах России и Читы состоится премьера абсолютно новой работы одного из самых известных, успешных и культовых режиссёров современного мирового кинематографа — Стивена Спилберга — в нехарактерном для мэтра жанре. В жанре мюзикла под названием «Вестсайдская история». Это будет вторая киноверсия известного одноимённого бродвейского мюзикла на музыку Леонарда Бернстайна, премьера которого состоялась ещё в 1957 году, выдержавшего 732 (!) представления и позже отправившегося в мировое турне.

Основой сюжета «Истории» стала трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», перенесённая в середину 1950-х годов, в США, в Нью-Йорк, в район западного Манхеттена.

Первым с идеей перенести историю любви Тони и Марии с бродвейской сцены на экран выступил один из классиков американского кино режиссёр Роберт Уайз («День, когда остановилась Земля» 1951, «Штамм «Андромеда» 1971, «Звёздный путь: Фильм» 1979), к нему присоединился в качестве коллеги хореограф Джером Робинс. На главные роли были приглашены популярная голливудская актриса русского происхождения Натали Вуд («Большие гонки» 1965 — репортёр Мэгги Дюбуа) и актёр Ричард Беймер (сериал «Твин Пикс» 1990). Киномюзикл о противоборствующих молодёжных бандитских группировках и трагической любви между «Ракетой» и «Акулой» — Тони и Марией вышел на экраны в 1961 году, а в 1962-м …собрал 10 статуэток «Оскар» и 3 «Золотых глобуса»! Фильм с триумфом обошёл все экраны мира, включая и СССР, где шёл, пускай и с некоторой задержкой, аж в …19 лет! Но всё равно с успехом.

Приведу дополнительный интересный факт о Роберте Уайзе — режиссёр в 1965 году прославился ещё одной работой, ставшей знаковой в музыкальном кино — военным мелодраматическим киномюзиклом «Звуки музыки», получившим 5 «Оскаров» и 2 «Золотых глобуса».

…Итак, вот она, новая версия «Вестсайдской истории», заняться которой Спилберг задумал ещё в марте 2014 года. Влюблённый ещё с детства в одноимённый бродвейский мюзикл, великий киномэтр с радостью взялся за его экранизацию. По словам режиссёра, «Вестсайдская» 2021-го (фильм был готов ещё в 2020 году, но его премьера была перенесена по «коронной» причине) будет гораздо более приближена к оригинальному бродвейскому сюжету, нежели картина от 1961-го. Главные роли исполнили (спели и станцевали) Тони — «ракета» — Энсел Эльгорт (трилогия «Дивергент» 2014-2016 — Калеб Прайор) и Мария — «акула» — актриса-дебютантка Рэйчел Зеглер. Бюджет фильма составил 100 млн.$. (против 6 миллионов (с учётом инфляции) долларов версии мюзикла от 1961 года)).

Повторит ли новая «Вестсайдская история» сумасшедший успех и признание картины, снятой 60 лет назад, прогнозировать довольно сложно, хотя бы потому, что свежая работа от киномаэстро Спилберга выходит на фоне различных ограничений в кинотеатрах не только России, но и многих стран мира.

И всё же верится в лучшее и неувядающую популярность кинематографа семи нот.

P.S. За один только пока ещё неполный текущий 2021 год выпущено на экраны не менее 24 полноценных киномюзиклов. 

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№50 (1690) // 08.12.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net