Шахматы. Величайшая из древнейших и любимейших игр человечества. Увлекательная, захватывающая, высокоинтеллектуальная и невероятно зрелищная игра. Жёстко ошибается тот, кто считает, что бои между чёрными и белыми фигурами на доске в 64 клетки зрелищности не имеют. А если шахматы становятся подлинным оружием, остриём мечей дуэлянтов бескровного сражения не только между двумя людьми-соперниками, но и между противоположными политико-социальными мировыми системами? Тогда страсти раскаляются до предела… Чей мир победит? Кто станет чемпионом? Сегодня накануне премьеры одного из самых ожидаемых, зрелищных и высокобюджетных проектов отечественного кино 2021 года о величайшем спортивно-дипломатическо-политическом и личном противостоянии, а также — непосредственно о фильме и пойдёт речь…
Как это было
Автор этих строк, хотя и был весьма юн и в шахматах особо не разбирался, но был, как и миллионы других людей, под громадным впечатлением тех событий, что происходили с июля по октябрь 1978. Это самый сенсационный, громкий Чемпионат за шахматную корону в истории, причём не только шахмат, между гроссмейстерами — нашим советским шахматным гением 28-ми лет Анатолием Карповым и бывшим гражданином СССР, бежавшим в «свободный мир», с видом на жительство в Швейцарии 48-летним Виктором Корчным.
Говорящие, гремящие, просто «кричащие» заголовки газет, журналов, многочисленных сюжетов на ТВ и в киножурналах перед сеансами фильмов той поры. Горячие споры и обсуждения даже между теми, кто в шахматы не играл… Впрочем, давайте сразу о самом Чемпионате, как говорят, с места — в карьер…
Увертюра шахматной битвы и …мебель
Субэкваториальный пояс планеты. Далёкие от СССР, Европы и США экзотические Филиппины, остров Лоусон, мирный курортный город Багио. Однако 43 года назад именно здесь велась Война с большой буквы. Крайне ожесточённая, тяжёлая, хотя и бескровная, но на пределе, на грани не только нервных, но идеологических, политических срывов.
Матч за мировую шахматную корону в Багио было решено сделать безлимитным, до шести побед. Всего за несколько дней до начала Чемпионата страсти между двумя сторонами закипели «с пол-оборота». Так, Корчной привёз с собой для матчей некое специальное чудо-кресло фирмы «Giroflex», позволяющее его обладателю вертеться, легко отклоняться назад и вперёд. Карпов был не против, но вскоре заподозрил в кресле подвох и, в конце концов, потребовал …просветить его рентгеном, что и было сделано. Медик-рентгенолог выдал даже официальную бумагу о том, что «подозрительных затемнений не обнаружено». После этого Анатолий потребовал от своей команды если не такого, но уж точно не хуже, «продвинутого» кресла. Требование было исполнено.
«Без роду, племени» и флага
Гораздо более серьёзным камнем преткновения перед началом Чемпионата стало гражданство, верней, его отсутствие у Виктора Корчного. В 1976 году у невозвращенца и беглеца из «тоталитарного» СССР «в свободный мир», справедливо получившего в то время в нашей стране «статус» «отщепенца» и «предателя», в Швейцарии, где он проживал, у него был лишь вид на жительство. Вполне естественно, на государственный флажок на шахматном столе он права не имел. Официальный Берн решил пойти гроссмейстеру навстречу и дал согласие на гражданство. Советская сторона выступила категорически против — Корчной проживает в Швейцарии менее года — выступать под её флагом права не имеет. Призванные на помощь юристы не помогли и, несмотря на различные ухищрения, включающие официальный протест гроссмейстера-перебежчика, поданный в довольно агрессивной форме, жюри Чемпионата пошло на попятную и на компромисс: на сцене, рядом с флагами Международной шахматной федерации (ФИДЕ) и Филиппин будет расположен флаг СССР. На шахматном столике, где произойдёт игра, флаги будут отсутствовать.
Сражение начинается!
…Для каждого шахматиста, а тем более гроссмейстера, представляющего свою державу в соревновании за звание чемпиона мира, которое ещё и переросло в нешуточную борьбу двух политических систем — это напряжённый психологический поединок.
17 июля 1977 года. Дворец конгрессов в Багио переполнен сверх всякой меры. Исторический шахматный матч начался. Впрочем, первая партия, к некоторому разочарованию зрителей, прошла спокойно и была сыграна вничью.
Корчной атакует …кефир
Всё началось со второго… В середине игры Анатолий Карпов попросил у своих помощников, сидящих в зале, принести фруктовый кефир из буфета. И получил его.
И без того нервный Корчной, всегда отличавшийся тяжёлым и даже склочным характером, в жёсткой форме тут же отреагировал протестом — по правилам ФИДЕ во время партии шахматисту запрещён какой-либо контакт со зрительным залом, хотя можно иметь напитки и какую-либо лёгкую «бесшумную» еду (шоколад, сухофрукты и т.п.), но не принимать её из зала.
Нарушение имелось, но было явно непредумышленное, тем не менее, Корчной немедленно воспользовался этим. Главный арбитр жюри вынес вердикт — Карпова не наказывать, передавать еду советскому шахматисту на протяжении всех партий в одно и то же время — примерно в середине каждого поединка (19.15). Мировая пресса немедленно назвала этот инцидент не иначе как «Буря в стакане кефира». Намёк на тяжёлый склочный характер Корчного был весьма прозрачным.
«Колдун» и Корчной
Очередной скандал по довольно экзотичной причине вновь развязал Корчной. Во время 4-й партии подозрительный Виктор Львович оторвался от доски и глянул в зал. В первом ряду он увидел незнакомого ему человека. Незнакомец сидел, не шевелясь, и, как показалось гроссмейстеру, вперил в его лоб свой недобрый взгляд. Корчной занервничал и в перерыве поинтересовался, кто это. Узнал, что этот мужчина — Владимир Зухарь, доктор-психолог, работает со спортсменами, космонавтами. Прибыл в Багио с целью консультировать и поддержать молодого, не слишком опытного в международных соревнованиях Карпова. Нервный Корчной немедленно сделал вывод: этот «идолище» явился с целью … «околдовать» его, вывести своими чарами из равновесия. Виктор Львович в ультимативной форме потребовал у жюри отсадить советского «колдуна» подальше. Жюри, саркастически улыбаясь, отказало в нелепой просьбе. Тогда мнительный гроссмейстер заявил, что продолжит игру в укрытии «от излучения» — в комнате отдыха, пользуясь телевизионным монитором. Когда противник делал ход, Корчной после обдумывания выходил на сцену, садился за доску и отвечал. Вся эта паранойя обернулась для него проигрышем. После этого Виктор Львович слегка пришёл в себя и перестал пользоваться «убежищем». Следующая игра была вничью. Восьмая игра закончилась для Корчного очередным поражением.
«Пусть он перестанет качаться»
Далее игры шли почти с самыми разными инцидентами (Корчной никогда не упускал случая на протяжении всех игр в Багио сказать что-либо неприятное Анатолию, старался оказывать на него всяческое психологическое давление), порой с нелепыми причинами. Так, 23 августа в начале 15-й партии в ожидании хода противника Карпов начал раскачиваться в кресле. Корчной был вынужден выйти из-за стола и обдумывать свой ход на демонстрационной доске на стене. «Пусть он прекратит качаться. Меня это отвлекает», — объяснил он главному арбитру матча. Арбитр сделал замечание Карпову — тот ответил: «Его это отвлекает? А мне мешают его зеркальные очки! Пусть снимет!» (см. фото). В течение 15 минут арбитр уговаривал Карпова не раскачиваться в кресле. Наконец Анатолий согласился. В дальнейшем это повторилось (умышленно или нет, неизвестно) не раз, и каждый раз арбитр уговаривал Корчного как маленького: «Ну пожалуйста, садитесь же за доску. Смотрите, он уже не качается». Наблюдавшим это из зала было явно смешно — 48-летний гроссмейстер вёл себя как малый ребёнок.
Запад против СССР
К 26 августа, во время очередной проигранной 17-й партии, когда Корчной начал угрожать, что применит физическую силу против «колдуна» Зухаря (на этот раз он был в четвёртом ряду зала), если тот не уберётся от сцены на 7-й ряд или далее, счёт Чемпионата стал 4 : 1 в пользу Карпова. Состояние Корчного было близко к панике. Он собрал пресс-конференцию, где заявил о том, что советская сторона (включая его шахматного противника) преследует его, провоцирует, создаёт невыносимые условия во время игры. В результате встречи с журналистами в странах Запада число его сторонников и сочувствующих увеличилось. Во-первых, большинство информационных агентств, освещающих Чемпионат, были из капиталистических стран и старались подавать все сообщения в антисоветском ключе. Во-вторых, благодаря всё этими же СМИ сформировалось общественное мнение, что Корчной борется за шахматную корону не только с Карповым, но, в первую очередь, против коммунистов и СССР. Истерия нагнеталась, и апофеоз её выпал на начало сентября.
В игру вступает …мистико-экзотика
Во время очередного сражения между гроссмейстерами в как всегда переполненный зрительный зал вошли, словно в кошмарном мистическом сне — двое. Мрачные. Бородатый мужчина в чалме и с ним женщина в соответствующей «экипировке». Оба с тяжёлым гипнотическим взглядом. В оранжевых одеяниях. Это были …йоги, хотя и американского происхождения. Они прибыли на помощь и защиту Корчному от русского …«колдуна». Йоги заняли свои места в зале рядом с советской делегацией. Увидевший пришельцев доктор Зухарь с коллегами поднялись со своих мест и покинули зал. Вскоре разразился серьёзный скандал — советская делегация заявила протест в ФИДЕ. Протест был принят: йогам предписали занять места в отдалении от русских и переменить одежду на европейскую. Йоги согласились и вскоре принялись «настраивать» своего протеже на победу. Однако всего через два дня нашёлся вполне «благовидный» повод, чтобы эту экзотическую пару вывести из зала — оказалось, что они состоят в организации «Ананда Марга», которая обвинялась в покушении на одного из индийских дипломатов. Йоги отправились на дачу-резиденцию Корчного в одном из районов Багио. Впрочем, и этих двух дней хватило, чтобы Корчной вдруг почувствовал себя лучше и …выиграл партию.
Карпов. Нервы. Сектанты
Карпов на нервной почве потерял сон и аппетит. Не помогали и старания психолога Зухаря.
Бессонница так допекла Анатолия Карпова, что 13 октября он проиграл предпоследнюю в Чемпионате партию. Общий счёт стал уже «ничейным» 5 : 5. И тогда советский шахматист вдруг официально заявил судейскому жюри: «Финальную партию начну играть только после того, как йоги-сектанты «Ананда Марга» покинут Багио». Представитель Корчного был вынужден согласиться на требования Карпова.
Турнир по лезвию ножа. Финал
17 октября началась финальная партия. Дворец конгресса был забит под завязку не только гражданскими, но и массой полицейских, причём не только в форме, но и переодетых в штатское и вооружённых. Страсти кипели нешуточные и вполне могли вылиться в самые серьёзные беспорядки, грозившие международными скандалами, а то и кое-чем посерьёзней. Турнир-сражение двух непримиримых противников — сильнейших шахматистов планеты, двух мировых политических систем началось. Карпов уже был в отличной форме, чего не скажешь о Корчном — он вскоре попал в цейтнот. В зале поднялся нешуточный шум. Зрители повскакали с мест. Партию потребовал отложить, а затем вообще не доигрывать, посчитав её незаконной, в связи с тем, что вновь видел в зале на четвёртом ряду доктора Владимира Зухаря и тот ему «вновь действовал на нервы». В конечном итоге, поговорив серьёзно с Корчным, его официальный представитель сделал телефонный звонок представителю советской стороны и сообщил: «…Корчной сдаёт партию!..».
Триумф СССР
18 октября 1978 года весь мир узнал, что после «тяжёлых и продолжительных трёхмесячных боёв» советский гроссмейстер Анатолий Карпов одержал полную победу над шахматистом Виктором Корчным. Самое громкое сражение за всю историю шахмат завершилось. Победил СССР! Это был полный триумф.
«Чемпион мира»
После всего сегодня вышесказанного кто скажет, что шахматы — не зрелищный вид спорта? Разумеется, отечественный кинематограф просто не смог пройти мимо такой великой шахматной (и не только) победы. Накануне новогодних праздников, 30 декабря, у миллионов зрителей появится шанс стать свидетелями великого шахматного, интеллектуального, политического противостояния 1978 года, ощутить всё напряжение тех дней в Багио, остроту беспощадного поединка между двумя сильнейшими противниками и тех миров, за которые они сражаются. «Чемпион мира» — новейшая работа известного российского сценариста и режиссёра Алексея Сидорова («Бригада» 2002, «Бой с тенью» 2005, «Т-34» 2018) с немалым бюджетом свыше 550 миллионов рублей обещает стать не менее заметным явлением в современном отечественном кино, чем известные историко-спортивно-советские драмы как «Легенда №17» (2013) и «Движение вверх» (2017).
О сюжете будущей картины говорить бессмысленно — поскольку он, естественно, большей частью основан на тех событиях, что происходили во время легендарного матча в Багио 1978-го между А. Карповым и В. Корчным. Образы гроссмейстеров в фильме воплотили актёры Иван Янковский и Константин Хабенский.
Кроме кино-гроссмейстеров в картине приняли участие В. Вдовиченков, В. Добронравов, В. Сухоруков и др.
Съёмки фильма начались в июле 2020, из-за «короны» прерывались и закончились весной 2021-го. Проводились в Москве, Сочи, Сербии и Черногории.
Немаловажная деталь о фильме: кинематографисты подробнейшим образом восстановили все интерьеры, в которых проводились турниры, включая зал во Дворце конгрессов в Багио (шахматные часы, стол, кресла шахматистов и т.д.), воссозданный по кадрам кинохроники и фотографиям.
Было приложено немало сил и в более тонких шахматных «деталях», а именно: соответствие последовательности ходов игроков и показаний часов, правильное положение шахматной доски, расположение демонстрационных досок, работа демонстраторов и т.д.
Интересно, что актёры, исполняющие главные роли, самую первую партию матча в Багио из 18 ходов тщательно разобрали с консультантами проекта, запомнили и сыграли на площадке целиком…
Итак, 30 декабря на экранах кинотеатров всей страны, Читы и Забайкальского края ожидается приход «Чемпиона мира». Готовы, друзья, к невероятному напряжению, переживаниям, азарту и Зрелищу с большой буквы? Начнём уже сегодня с E2 на E4…
P.S. Весьма любопытный факт! Шахматист Виктор Корчной в 1972 году снялся в фильме известного режиссёра. С. Микаэляна «Гроссмейстер», где исполнил роль тренера главного героя картины — гроссмейстера Хлебникова (Андрей Мягков).
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№52 (1692) // 22.12.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев