Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Судьба, баня, самолёт… С лёгким паром! Новый год!
Судьба, баня, самолёт… С лёгким паром! Новый год!
Часть I


Обычаи, традиции… В мелочах и по-крупному. На работе, в быту, дома… В будни и праздники… Ежедневные, ежемесячные и ежегодные… Мировые, государственно-национальные и личные… Заостряю ваше внимание, уважаемые друзья, на двух последних, поскольку Традиция (именно с большой буквы), тесно связанная с ними, происходит в нашей стране ежегодно, причём ИСКЮЧИТЕЛЬНО (именно так, без буквы «л». Почему? Об этом позже) в новогоднюю ночь, до которой, кстати, осталось всего 8 дней (или 180 часов).

Традиция непростая, банно-гигиеническая, телевизионно-кинематографическая и самое главное — судьбоносно-ироническая! В эти деньки наступающего Нового 2021 года самому традиционно-Главному новогоднему отечественному фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром» исполняются Юбилейные 45 лет! Сегодня Искючительно о нём!

Кризис, деньги, мастера…
В жизни даже у творческих и весьма известных людей случаются финансовые кризисы-затруднения, иначе говоря, банально не хватает денег «на прожитьё» разной степени «достойности». В отличие от целого ряда современных «публичных» творцов (некоторых режиссёров, актёров и певцов), которых начали обозначать новомодным в нашей стране заграничным словцом «селебрити», герои сегодняшней истории никогда не выпрашивали, нагло и слёзно не клянчили у государства и зрителей денег на содержание себя, любимых, своих дворцов, яхт, лимузинов, заграничной недвижимости и прислуги. Во-первых, нашим героям эти «элементы сладкой буржуйской жизни» были ни к чему, причём дело было не в том, при каком социальном строе они тогда жили, а в личных душевных качествах и убеждениях, во-вторых, самое главное, они хотели заработать денег своим собственным творческим трудом. Звали этих творческих людей Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов.

На дворе был 1969 год, и, чтобы поправить своё неважнецкое материальное положение, они припомнили вполне реальную историю о том, как один человек 31 декабря пошёл в баню, там выпил, потом зашёл к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы. В гостях он быстро, мягко говоря, накушался. Пьяный шутник, один из гостей (это был известный советский композитор Никита Богословский, знаменитый своими розыгрышами, от которых, правда, не раз публично отрекался) отвёз его на Киевский вокзал, дал проводнице общего вагона червонец. Мужик очнулся на третьей полке с 15 копейками в кармане, когда поезд уже подходил к …Киеву. 

Баня, водка, самолёт, пьеса, счастье, Новый год
Как дальше сложилась судьба этого человека, Брагинский с Рязановым не имели понятия и стали выдумывать свою версию. Киев сменили на Ленинград. Поезд, как средство передвижения слишком медленное (а то мужик быстро протрезвеет и поймёт, что к чему) исключили. Самолёт — самое то! Теперь судьба могла «иронизировать» над главным героем на всю катушку… В конечном итоге всю эту недорогую по затратам и времени  пьесу, которую авторы умудрились написать за 12 дней, недолго думая, окрестили «С лёгким паром! Или Однажды в новогоднюю ночь…», где действие проходило почти в одной декорации и с минимальным количеством персонажей. Авторы предложили свежеиспечённый шедевр целому ряду московских театров, но служители столичной Мельпомены шарахнулись от такой странного, нелепого, хотя и смешного «алкогольно-сказочно-новогодне-лирического» драматургического произведения. Однако, случилась удивительная история, пьесу взяли «на вооружение» «провинциалы» и, начиная с 1970 года, «С лёгким паром!» шла с неизменным успехом в 110 театрах страны. Заслуженные «дивиденды» дождём пролились на Брагинского и Рязанова.

Киноотверженный и ТВ
В начале 1974 года у Брагинского случился тяжёлый инфаркт, после которого их творческий тандем на какоето время распался. Пока другсценарист усиленно поправлялся, практичного режиссёра осенило — а может, пьесу экранизировать? Разумеется, требовалась её адаптация к экрану, а это означало: уменьшить количество реплик (диалоги героев на сцене всегда длиннее), увеличить количество локаций (в театре-то «прокатывала» почти одна декорация), добавить новых персонажей и т.д. и т.п. Сказано-сделано! Когда Эльдар Рязанов явился на родной «Мосфильм» со сценарной заявкой будущей картины, то… ему дали от ворот поворот: слишком большой объём материала для постановки. Но, главное, художественному руководству студии категорически не понравился абсолютно нелепый, даже для «режиссёракомика» Рязанова, прославившегося, помимо прочих, «новогодними» комедиями «Карнавальная ночь» (1956) и «Гусарская баллада» (1962) сюжет, «пропагандирующий пьянство и распутство». А руководство Госкино прямо сказало режиссёру, что «безыдейная комедия о похождениях пьяного загулявшего доктора» большому экрану ни к чему».

Проектом Рязанова заинтересовался только глава Гостелерадио Сергей Лапин и дал добро на постановку картины в телевизионном формате с хронометражем в 3 часа 15 минут. Вскоре по его указанию Центральное телевидение заказало производство «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (теперь сценарий фильма стал называться именно так), а производственную базу предоставил «Мосфильм».

Странная пара: доктор-террорист и…
Летом 1974-го на студии был принят сценарий, 2 сентября он был запущен в режиссёрскую разработку. К 29 числу начался подготовительный период и, как сейчас говорят, «кастинг» — отбор актёров. Ныне главных героев культовой картины Рязанова — Женю Лукашина и Надю Шевелёву практически уже невозможно представить в чьём-нибудь другом исполнении, если бы это не были Андрей Мягков и Барбара Брыльска. Между тем «ироническую» парочку могли исполнить совершенно иные актёры.

Первыми кандидатами стали …Андрей Миронов и… Людмила Гурченко! Интересно, что режиссёр видел в Андрее «правильного» жениха Нади — Ипполита, но Миронову не нравился «этот слишком серьёзный, больно умный дядька», и он уговорил Рязанова пробоваться Лукашиным. Режиссёр поддался уговорам, но когда увидел фото- и кинопробы замечательного Андрея, то ужаснулся: вместо доброго, покладистого «тюфяка», интеллигентного доктора Жени, на него, по признанию Рязанова «из каждой перфорации, из каждого кадрика вылезал, да нет, просто пёр …матёрый «любовный террорист». Гурченко, кстати, оказалась почти в том же духе. На парочке был поставлен крест.

Не смешной… не советский… и случайный!
Лукашиным также могли вполне стать блистательные: Олег Даль, Пётр Вельяминов и Иннокентий Смоктуновский, но не дотянули до «комедийности» персонажа. Пробовавшийся также Станислав Любшин «выбыл из игры» по собственному желанию, тем более внешность была у него не очень «советская». И тут ассистент режиссёра предложила «заткнуть дыру» малоизвестным тогда актёром Андреем Мягковым. Первая же проба показала: Лукашиным Мягкову быть!

Седьмая Надежда
С Надей Шевелёвой вышла заминка — одним из главных персонажей фильма хотели стать несколько замечательных актрис, которых, впрочем, сейчас трудно представить в её образе. На её роль первоначально собирались утвердить Светлану Немоляеву — актриса просто горела энтузиазмом. Пробовалась она уже в паре с Мягковым. Рязанов сделал для Светланы аж целых 8 (!) больших проб: она играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалами, когда героиня видит в квартире незнакомого человека. Играла в одном парике, в другом, со своими волосами, в очках. Но в итоге Немоляева, несмотря на горячее желание стать «Надей»,  провалилась с треском. После Немоляевой Надю Шевелёву «примеривали» вышеупомянутая Л. Гурченко, Лариса Голубкина, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон и Наталья Гвоздикова, но безрезультатно.

Гвоздикова, кстати, также пробовалась на роль «правильной» невесты Лукашина — Гали, но и тут не прошла. Невестой «№1» утвердили Елену Науменко.

Любопытный факт: все фотопробы в архиве «Гостелерадио» сохранились, кроме многочисленных фотопроб …Гурченко. Снимки Людмилы Марковны оказались… выдранными! Кто и когда это сделал, неизвестно. Говорят, и сама Людмила Марковна всегда очень негативно воспринимала попытки восстановить подробности кинопроб для «Иронии судьбы». Однако Рязанов всё же умудрился протащить «любовно-террористическую» пару в свою картину — в одном из эпизодов, в квартире Нади работает «новогодний» телевизор, где Миронов и Гурченко лихо отплясывают в сцене из фильма режиссёра Л. Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974).

Кроме вышеназванных кандидаток в «иронические Нади», композитор киногруппы Микаэл Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. Возможно, Рязанов бы и поддался уговорам, но как-то однажды в перекуре между очередными пробами он вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Настырный Рязанов раздобыл домашний телефон польской актрисы и …позвонил ей в Варшаву. Брыльска была очень удивлена: обычно ей звонили не режиссёры, а их помощники. Прочитав сценарий, Барбара мигом вылетела на кинопробы в Москву. «Версия» Нади №7, согласно счастливому числу, оказалась самой убедительной.

Продолжение этой удивительной и самой новогоднеиронической, почти волшебной киноистории читайте в снежно-праздничном «Синескопе», в Новеньком 2021 году!

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№52 (1640) // 23.12.2020 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net