Цифра – основа основ мира XXI века и его населения. Цифровые технологии. Цифровые коммуникации. Цифровая техника. Оцифрованные развлечения. Цифровая музыка. Цифровая фотография. Цифровой кинематограф. Цифровое телевидение…
О последнем, наиболее актуальном, тесно связанном с кинематографом и на сегодняшний день, особенно «злободневном», мы сейчас и поговорим. Тем более, что до того момента, когда «цифра» окончательно и безоговорочно «оккупирует» все телеэкраны Забайкалья (и ещё 20-ти республик, краёв, областей и городов России) победив безоговорочно капитулировавший «аналог», осталось всего 18 суток. Произойдёт это утром, в понедельник, 14 октября. А потому, накануне этого «исторического» события самое время в «Синескопе» повести речь о «цифре», «аналоге» – ибо то и другое затрагивает в любом случае интересы всякого любителя кино- и телематографа. Для начала…
Синема и ТВ: вечная битва
Кино «обычное» и «домашнее» – телевидение, вечные, непримиримые конкуренты и союзники. С 1930-х годов прошлого века у плёночного чуда, живущего на скорости 24 кадра в секунду, появился опасный соперник, заключённый в громоздкие ящики с маленькими чёрно-белыми экранами – телевидение. С этого момента началась жестокая борьба конкурентов за главный приз – зрителя.
Кино – это большой экран, перешедший в широкий формат, буйство цвета, сменившее чёрно-белое изображение, и современный максимально реалистический, многоканальный звук.
Телевидение – очень небольшой и даже крохотный, по сравнению с кино, экран телевизора, с чёрно-белым изображением и плоским «пластмассовым» звуком. Спустя десятилетия ТВ обрело цвет, добилось стереозвучания, стало многоканальным, круглосуточным, спутниковым и даже в борьбе за зрителя стало производить собственное телекино.
Первородный ТВ-грех
Однако, несмотря на все свои достижения, телевидение по-прежнему оставалось мелкоформатным младшим братом кинематографа. Экран телевизора, хотя и значительно увеличился с размеров спичечного коробка в 1930-х годах до современных полутораметровых (и более) панелей, но по-прежнему страдал двумя «первородными пороками-грехами», от которых кинематограф был избавлен в принципе: проблемой чёткости изображения, его стабильности и невозможностью передать звук больше двух каналов. Чтобы проще понять суть проблемы, немного о технической стороне.
Анатомия ТВ
Как известно, картинка на экране телевизора рисуется электронным лучом, испускаемым трубкой кинескопа. Этот луч не что иное, как обычный, так называемый, аналоговый радиосигнал, дополненный телевизионным кодом и отправленный с передающей телестанции или спутника-ретранслятора. Сигнал принимается домашним телеприёмником и попадает в трубку кинескопа. Его луч со скоростью света рисует горизонтальные строчки, где каждая представляет собой часть изображения. В отечественных телевизорах и ряде зарубежных аналогов таких строчек на экране было 625 (в США на 100 меньше). Вместе, прорисованные электронным лучом, они складывали полноценное изображение. В упрощённой схеме примерно так работает аналоговое телевидение, которое мы смотрели до последних лет.
Первородный ТВ-грех (продолжение)
Несмотря на приемлемое качество, телевизионная картинка нередко подвергалась помехам-искажениям, с которыми сталкивался каждый из нас: изображение «кривело», двоилось, а то и троилось, покрывалось «снегом», дёргалось и т.д. Причины были самые разные: от вспышки на Солнце до работающего пылесоса и кривой комнатной антенны. Борьба с помехами, свирепая, беспощадная и главное, почти бесполезная, была неизбежным злом, сопровождающим аналоговое ТВ.
Размер имеет значение!
На протяжении всей своей истории телевидение, мечтая хоть как-то приблизиться к своему конкуренту – кинематографу, стремилось увеличить формат экранов. И увеличивало. Результаты были неутешительными – вместе с экранами увеличивались строчки и составляющие их элементы – крохотные точки, которые ныне называют пикселями. Картинка получалось настолько грубой и «страшной», что владельцев телевизоров с большими экранами нередко ждало разочарование «домашним кинотеатром» широкого формата. Похожую картину можно наблюдать, если смотреть на фотографию в газете. На расстоянии 50-30 сантиметров всё достаточно чётко, но стоит начать приближать газетный лист, как фото начинает распадаться на хаотичный набор точек.
Не помогло и появление плазменных и жидкокристаллических экранов мониторов и телевизоров, сменивших строчки «классических» телеприёмников на миллионы точек-пикселей, которые должны были позволить выдать сверхчёткое изображение с эффектом более 1000 строк! Представьте, какой реальной могла бы быть «картинка»! Однако, телевещание, как и основная часть телевизоров у населения, оставались аналоговыми и физически не могли выдать более стандартных 625 строк, да ещё не подверженных внешним помехам.
«Жадный метраж»
Ко всему прочему, аналоговое телевидение, вещавшее в метровом диапазоне радиоволн, могло предложить зрителю не более 12 каналов. Остальные телестанции были вынуждены работать в так называемом дециметровом диапазоне, где телевизионный сигнал был гораздо слабее, быстро затухал и мог охватить территорию немногим более одного города, да и то не всегда.
Прощай, «аналог»! Да здравствует цифрореволюция!
Телевидение, казалось, достигло своего тупика. Но на пороге XXI века, с приходом компьютеров и высоких технологий в кинематографе, а затем и на телевидении произошла самая настоящая «цифровая» революция. В 2002 году режиссёр Джордж Лукас снял первый в мире художественный фильм «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», где вместо киноплёнки изображение компьютером специальной камеры кодировалось в цифровой код, а затем, после монтажа, в декодированном виде, без малейших дефектов, переводилось для проката в кинотеатрах, на плёнку. Изображение было просто идеальным, почти как сама реальность.
Анатомия ТВ – «цифры»
Телевидение получило не только новую технологию, но и новый, революционный цифровой формат. Принцип его отчасти напоминал киношный, только в отличие от фильма, который демонстрируют в кинотеатре, качественное изображение без потерь требовалось доставить каждому зрителю на дом. Для этого снятое студийными и репортажными камерами изображение переводится компьютерами в цифровой код. Если надо, то монтируется. Затем изображение сжимается от пяти до 15 раз, по сравнению с аналоговым, и отправляется специальными передатчиками в эфир (или по кабелю). Получение сигнала осуществляется телевизорами, оснащёнными приёмными цифровыми устройствами. Полученная информация декодируется в обратном порядке, и на экране появляется гораздо более качественное, по сравнению с аналоговым, изображение.
Цифродостоинства…
Основные достоинства цифрового телевидения — это прежде всего улучшенная «картинка», полученная на экране абсолютно без потерь. Глядя ТВ нового поколения, зритель окончательно может забыть о помехах: «снеге», смазывании, двоении картинки.
Затем звук… Он передаётся уже не двухканальным, стереофоническим, а максимально реалистичным, пятиканальным, то есть, как в кинотеатре. Поскольку цифровой телесигнал занимает в несколько раз меньше места в эфире, то в прежнем диапазоне, где размещался всего один канал, ныне размещаются от шести (как минимум) до десяти!
…и цифровещатели
Тут сразу обращаю ваше внимание, уважаемые друзья, что в России полностью являются бесплатными лишь первых два «пакета» каналов, или как их ещё называют, «мультиплексов», куда входят федеральные вещатели или приравненные к ним. О первом пакете с десятком «классических» каналов всем давно известно. Во второй же (запущен в 2012 году, у нас начал работу в полном масштабе с лета 2014-го) мультиплекс, к которому часть забайкальцев (в основном проживающих в городах) уже достаточно привыкла, входят: РенТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница, Звезда, Мир, ТНТ, МузТВ.
Готовится к запуску по всей стране и третий мультиплекс (в Москве и населённых пунктах, расположенных в диаметре 100 км от столицы, он уже функционирует) …
За рубежом, в США, Европе и ряде «продвинутых» стран Юго-Восточной Азии цифровое вещание начало уверенно теснить «аналог» ещё с середины 1990-х годов. В России полная «телецифровизация» закончится, как говорится, «на днях» – работа аналогового, «обычного» вещания с 14 октября сего года полностью завершается.
На этом бы, пожалуй, и закончить наш сегодняшний разговор о революционном кино- и телеформате, но уже ясно слышатся возгласы-вопросы читателей (особенно старшего поколения: «Как же быть с нашими старыми «не цифровыми» телевизорами?» (по-прежнему наиболее часто задаваемый «старый» вопрос). «Насколько правда, что цифровое ТВ широкоформатно и в 3D?», «Когда заработает третий мультплекс и сколько в нём будет каналов?», «Слышал, что изображение в цифровом телевизоре будет каким-то особенным: сверхреалистичным, сверхчётким, почти объёмным?» и т.д. и т.п. Стоп, стоп… Коли так, тогда продолжим «цифро-аналоговый» злободневный кинотелеразговор в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1575) // 25.09.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев