Его (как и 600 миллионов мур-ррчаще-мявчущих) любят дети и взрослые. Ему вполне могут позавидовать (и, видимо, завидуют) дипломаты самого высокого полёта, поскольку он способен своей необыкновенной добротой, ласковой улыбкой и всего одной единственной (!) фразой разрешить любой конфликт: «Ребята, давайте жить дружно!». Сегодня этому легендарному «сверхдипломату», «сверхдобряку» и кино-мультактёру исполняется две «четвёрочки» – 44 года! В «кадре» «Синескопа» – кот Леопольд!
Вначале был… «Ну, погоди!»
Весна 1974 года. Зрители СССР от мала до велика хохочут над похождениями Волка и Зайца в очередной серии «Ну, погоди!» режиссёра В. Котёночкина. Видя, какой ажиотаж сопровождает мультфильм, руководство ЦТ при своей ведомственной киностудии «Экран» решило начать производство собственных анимационных картин.
29 августа 1974 года состоялась «историческо-кошачья» встреча режиссёра Анатолия Резникова и мэтра советской мультипликации, одного из «отцов» Волка с Зайцем, писателя и сценариста Аркадия Хайта. Резников придумал образы, ситуации, но поскольку сам был начинающим режиссёром, никакой возможности в одиночку осуществить замысел не было. Тогда друг Резникова композитор Борис Савельев (тот, что писал всю музыку к знаменитой «Радионяне») познакомил его с Хайтом. Так и появился на свет очень добрый кот, но пока без имени.
Та Самая Фраза
«Мы сразу уцепились за идею перевёртыша – не кот за мышами бегает, а наоборот, – вспоминал Резников. – Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея». Тем более, на предварительном этапе утверждения в вышестоящих инстанциях авторов обязали сделать резюме – объяснить, зачем людям смотреть этот фильм. После долгих раздумий режиссёр придумал ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Ребята, давайте жить дружно!».
Впрочем, оставалась одна сложная «деталь»: как назвать кота-пацифиста?
Леопольд из… контрразведки!
Ваську отвергли сразу – слишком банально. На идею натолкнул семилетний Андрюшка, сын Аркадия Хайта, который часто приходил в комнату, где корпели над сценариями старшие. Парнишка, походя, глазел телевизор, где показывали второй фильм героических «Неуловимых мстителей». Оказывается имя главного героя мультфильма позаимствовали у… полковника врангелевской армии, начальника контрразведки Леопольда Кудасова (см фото)!
Факт о Мите и Моте. Не всем известно, что у мышей тоже поначалу были имена: Митя – белый и худенький, Мотя – серый и толстенький. Но в фильме они так и не прозвучали.
«Сумасшедшие» «кото-мыше-маньяки»
Однажды в съёмочный павильон, где снимали мультфильм, зашёл вахтёр «Экрана». Блюститель студийного порядка оторопел: то ли звонить 03, то ли 02. Или сразу вместе? Зрелище было очень необычным и… страшным: двое немолодых мужиков яростно катались по полу, шипели, плевались, дрались, пищали, а потом стали корчить рожи перед зеркалом и скакать. Сумасшедшие? Котоманьяки? Мышепомешанные? Острый приступ белой горячки? Хайту и Резникову пришлось долго объяснять до смерти перепуганному вахтёру, что таким образом они прорабатывали каждую сценку фильма, чтобы понять поведение героев и точно передать их движения на картинке. На следующий день весь «Экран» лежал от смеха…
«Троеголосый» Леопольд Ильич
Первую серию о добром коте и мышах-«террористах» назвали интригующие и даже «зловеще»: «Месть кота Леопольда». К озвучке главного героя привлекли Андрея Миронова. Его хотели пригласить и на вторую серию, но актёр заболел, и все три героя (включая грызунов) заговорили голосом Геннадия Хазанова. Когда работа над фильмом после некоторого перерыва возобновилась, решили позвать Александра Калягина, который до этого никогда не озвучивал мультики. Его голос звучит в остальных семи сериях.
Антисоветский, прокитайский…
В конце августа 1975 года «Месть кота Леопольда» принимал, как и полагается, худсовет ЦТ и Госкино. И… не принял! Тогдашний главный редактор комиссии, товарищ Жданова вынесла вердикт: фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский и дискредитирующий партию. (Во как!) Объяснения были простыми: почему кот не сожрал мышей, а предложил им дружбу? Но поскольку к тому времени уже была запущена в работу вторая серия – «Леопольд и золотая рыбка», её разрешили доделать и даже показали по ЦТ. Впрочем, цензура продолжала трепать самый добрый мультик Советского Союза, доходя до полнейшего абсурда.
Знаменитый русский мультипликатор А.М. Татарский («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег») как-то поделился следующим воспоминанием: «Делал я мульт «Обратная сторона Луны». Это был 1983 год. Вдруг вызывает меня Бабахина (редактор «Экрана») и говорит: «У тебя есть шрифтовик?». «Да, он как раз пишет мне сейчас титры». – «Дай его на один день». – «А что случилось?» – «Нужно срочно переписать титры. Выручи. Это нужно за два-три часа сделать». – «А какие титры?» – «К двум мультфильмам: один – «Маленький Рыжик», кукольный, а другой – «День рождения кота Леопольда» Резникова. Им нужны новые названия». – «Почему?» – «А потому что сегодня день рождения Лапина. Председателя Гостелерадио. Понял?». Я говорю: «Понял. И что?» – «А в программе стоит «День рождения кота Леопольда», и это будет воспринято как насмешка. В этот день не должно быть в программе фильма с таким названием. Давайте назовём просто: «Кот Леопольд». Я обалдел, говорю: «Хорошо, а «Маленький Рыжик?» – «А это потому, что Лапин небольшого роста и рыжий. Чтоб тоже не воспринял как насмешку». Были срочно написаны на целлулоиде названия: «Хитрый лисёнок» вместо «Маленький Рыжик» и «Кот Леопольд».
Абсурд явно правил бал.
Зритель побеждает
В 1975 году после первых двух серий «Леопольда» Центральное телевидение завалили мешками писем от восторженных зрителей самых разных возрастов. Народу полюбился добряк Леопольд и его оппоненты мыши-хулиганы. Требовали немедленного продолжения. Но руководство «Экрана», опасаясь нападок высоких инстанций, остановило работу над «пацифистским» мультфильмом. В конечном итоге в народном государстве победил народ. Те самые мешки с письмами от зрителей и послужили толчком к возобновлению работы над мультсериалом в 1981 году. Всё это время режиссёр Анатолий Резников и сценарист Аркадий Хайт не прекращали работы над «Леопольдом».
На троих кото-Госпремия
С третьей серии («Клад кота Леопольда», 1981) к Хайту и Резникову присоединился художник Вячеслав Назарук. В середине 1980-х годов трёх авторов «Леопольда» выдвинули на Государственную премию. «Леопольд» в этом даже обогнал «Ну, погоди!». Положенные 15 тысяч авторы справедливо «сообразили» на троих. Но большую часть денег тут же прогуляли в ресторане. Назарук сумел сохранить небольшую сумму, купив чехословацкую люстру из простого стекла и стиральную машину. Другие на остатки премии так ничего и не приобрели.
Леопольд в 21 веке
Всего о похождениях усато-хвостатого добряка Леопольда на протяжении 12 лет – с 1975 по 1987 годы, было снято 11 фильмов. А мы, зрители – дети от года до 99 лет продолжаем смотреть приключения кота-пацифиста уже 44 год подряд и не устаём произносить неподвластное нынешнему не очень доброму времени: «Ребята, давайте жить дружно!»
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№35 (1519) // 29.08.2018 г.
0 комментариев