Скоро Новый год, а его надо встречать без долгов. «Синескоп» сегодня отдаёт свой «долг». Пусть с небольшой задержкой, но всё же «отметим» юбилейные 40 лет одной из наших любимых комедий Эльдара Рязанова «Служебный роман».
«Сослуживцы» ради денег, а затем…
Началась эта история в марте 1971 года. Шестого числа закадычные друзья и коллеги Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, стремясь подзаработать, принялись писать комедийную пьесу для театра и написали таковую всего за 20 дней. Пока писали, о деньгах забыли. Увлеклись до того, что вскоре уже не авторы «управляли» персонажами, а герои пьесы «Сослуживцы», как вспоминал Рязанов, «вели нас за ручки».
Уже спустя три месяца над похождениями доброго недотёпы Новосельцева, мечтающего о тёплом местечке главы отдела статистики «лёгонькой промышленности», и товарища Калугиной в дебютной постановке молодого режиссёра Бориса Кондратьева хохотали зрители московского театра им. Маяковского. Калугину играла актриса Галина Анисимова, Новосельцева – Борис Ливенсон, Самохвалова – Евгений Лазарев. Пьеса оказалась настолько популярной, что её взяли в постоянный репертуар более полутора сотен театров СССР.
Над «Сослуживцами» хохотали и читинские зрители, поскольку пьеса Брагинского и Рязанова шла и на сцене недавно открытого драмтеатра.
Фильм начался с «выражений»
В 1973 году на популярную пьесу стали «облизываться» работники Центрального телевидения СССР и сняли свою версию в исполнении всё тех же актёров театра им. Маяковского. В течение нескольких лет «Сослуживцы» (см. фото главных героев телеспектакля) демонстрировались на миллионах голубых экранов. Однако авторов, а особенно Рязанова, театральное кино не устраивало. Как кинорежиссёра его крайне раздражали примитивные телевизионные кадры одного и того же сценического пространства, отсутствие полноценного монтажа изображения и т.д. Каждый раз, когда в телеэфире шли «Сослуживцы», Эльдар Александрович высказывал в непарламентских выражениях своё мнение о творении телевизионщиков.
Выход был только один – сделать собственную полноценную экранизацию, хотя изначально авторы писали произведение только для театра.
Вторым мотивом этого решения было давнее желание Рязанова поработать с Алисой Фрейндлих – именно в ней режиссёр видел идеальный образ Людмилы Прокофьевны Калугиной. «Если Алиса согласится – фильму быть», – сказал сам себе весной 1976 года режиссёр и отправился в Ленинград, где актриса работала в театре имени Ленсовета.
«Двойная» жизнь Фрейндлих
Рязанов умудрился сломить сопротивление руководства и заполучил приму, которая с радостью согласилась сниматься, но при условии, что по первому требованию он будет отпускать Алису Бруновну в Ленинград на репетиции и спектакли. Слово Рязанов дал.
Когда начались съёмки, Фрейндлих пришлось постоянно отлучаться в театр. Отдыхать актрисе удавалось только в поезде. Во время съёмочного процесса Рязанов всячески оберегал любимицу, позволяя ей поспать в перерывах между дублями. А гримёры, прежде чем наложить Алисе Бруновне грим, делали ей маски и примочки, чтобы она выглядела свежей и выспавшейся.
В конце мая 1976 года руководство «Мосфильма» приняло киносценарий «Сослуживцев» без каких-либо поправок. Поначалу проект носил рабочее название «Сказка о руководящей Золушке».
Из «Зигзага», «Иронии» – в «Роман»
«Служебный роман» стал первым в истории отечественного кино фильмом, где исполнителей главных ролей режиссёр наметил ещё до написания сценария, а затем сразу утвердил без каких-либо предварительных проб. Худсовет «Мосфильма» также одобрил все кандидатуры, предложенные Рязановым.
Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих пробовалась ещё в картинах «Гусарская баллада» (для Шурочки Азаровой оказалась слишком женственной) и «Зигзаг удачи» (не смогла сниматься, поскольку ждала ребёнка). Басилашвили и Немоляева пробовались на главные роли в «Иронии судьбы», Мягков и Ахеджакова снялись в новогодней комедии. Образ общественницы Шуры, которую «выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно», было поручено воплотить актрисе театра «Современник» Людмиле Ивановой, которая тоже когда-то проходила пробы в рязановском «Зигзаге удачи». Иванова была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня, Шура с большим энтузиазмом и в жизни занималась общественными делами.
Рождение Мымры
Требовалось найти подходящий образ Мымры. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала волосы, влезла в кошмарный мешковатый коричневый костюм на размер больше и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома древние массивные роговые очки своего отца.
И когда Алиса Бруновна их надела, то стало всем понятно: Мымра готова появиться на площадке.
«Статистика» из трёх частей
Киногруппе пришлось «сконструировать» главную, как сейчас говорят, «локацию» – Статистическое учреждение, на территории которого происходил почти весь «роман». «Конструкция» получилась из трёх частей: роль фасада и входа в учреждение исполнило реальное здание министерства морского и речного флота СССР. Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) представляли собой декорации, построенные в павильонах Мосфильма. Третья часть «конструкции» – оригинальный выход из кабинета Калугиной на крышу с импровизированным садиком – располагалась в нескольких километрах от директорского кабинета «статуправления» на высоте девяти этажей – вообще в другой части Москвы. Под её кровлей тогда была редакция журнала «Вопросы литературы». Сам дом был постройки 1913 года. В то время такие редкие высотные девятиэтажки называли «тучерезами». На крыше находился ресторан, картинная галерея и съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата была 20 копеек, с 17.00 туда можно было подняться на лифте. С 21.00 на крыше начинал играть оркестр.
Сослуживцы: кому где жить?
Режиссёр подумал и о том, где расселить главных героев, – не абы как, а согласно их статусу и рангу. Так, Калугину «поселили» в Центральном районе Москвы, на ул. им. Герцена, 43 (ныне Большая Никитская) в одну из элитных многоэтажных «башен», которые в 1973 году были специально возведены для руководителей организаций, предприятий и видных деятелей искусства и науки.
Товарищ Самохвалов (О. Басилашвили) занял жилплощадь на улице им. Горького (ныне Тверская). В этом престижном доме в реальности проживала министр культуры Е. Фурцева, академики и генеральские чины.
Новосельцеву режиссёр выделил скромное местечко в дореволюционном жилом строении 1894 года – бывшем доме торговца резиновыми изделиями Карла Мейера между проспектом Мира и улицей Новослободской. А добрую подругу и сослуживицу Новосельцева Рыжову вообще поселили в Подмосковье.
Съёмки картины начались 5 сентября 1976 года.
Вражеский реквизит. Смерть Бубликова с последующими неизвестными событиями. Ужас впервые запевших. Правда об удалённых сценах и нечеловеческих «актёрах». Криминал на съёмках. Китайцы и Шура. «У природы нет плохой погоды»: у песни были другие слова! Продолжение истории «Служебного романа» – в следующей нашей встрече!
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№50 (1482) // 13.12.2017 г.
0 комментариев