Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Место встречи изменить нельзя»
«Место встречи изменить нельзя»
Часть II


Часть I

Сорок лет – с первых строчек сценария братьев Вайнер – они в смертельной схватке с преступниками. Сегодня вторая «серия» рассказа о появлении одного из самых популярных за всю историю отечественного телевидения многосерийного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Сценаристы меняют фамилию
Конфликт режиссёра со сценаристами разгорался. Когда Говорухин, позабыв о клятве, начал вносить правки в сценарий, братья-писатели взорвались и отказались принимать какое-либо участие в создании картины. Даже потребовали убрать свои фамилии из титров. Первоначально там был указан некий Станислав Константинов. Только потом, когда фильм получил оглушительный успех, режиссёр помирился с писателями, и Вайнеры согласились фамилию вернуть в титры. Любопытная деталь: Вайнеры не просто согласились вернуть свою фамилию, а переснимали титры за собственные деньги.

Из Корчагина – в сыщики
В апреле 1978 года вся творческая группа фильма, несмотря на недовольство и скандалы, пришла к согласию: Володю Шарапова будет играть Владимир Конкин. Однако руководство Гостелерадио в лице Сергея Лапина было категорически против молодого актёра из-за его недавней роли в картине «Как закалялась сталь»: «Это что же, герой-комсомолец Павка Корчагин будет уголовников ловить?».

Пошли на обходной манёвр. Вайнеры, Говорухин и Высоцкий дождались, когда Лапин уедет в заграничную командировку, и «атаковали» его заместителя – приехали к нему с коньяком и двумя чаровницами. «Мужик расчувствовался и подписал приказ об утверждении на роль, – рассказывал Конкин. – Когда Лапин вернулся, было уже поздно».

«Копчёный» «Жеглова» «под орех»
Первый съёмочный день проекта «Место встречи изменить нельзя» начался в Одессе 10 мая 1978 года в девять часов утра, как это часто бывает у киношников, с середины сценария. Снимали эпизод «Бильярдная. Жеглов и Копчёный». Муровец лихо катает шары, запросто обставляя в «американку» растерянного вора Бисяева по кличке Копчёный. На самом деле Высоцкий умел держать в руках только кий, так что Леониду Куравлёву пришлось «разделывать под орех» самого себя: забивать шары и за Копчёного, и за Жеглова.

«Другие» Вайнеры, «другой» Шарапов
Редкий случай в истории отечественного кинематографа: когда начались съёмки многосерийного фильма, в это же время в Москве шла работа над ёще одной – не телевизионной, а «обычной» – кинокартиной в жанре приключенческого детектива и тоже экранизации произведения Аркадия и Георгия Вайнеров. Любопытно и то, что одним из персонажей этой постановки был Владимир Шарапов – правда, уже в чине генерала милиции и спустя 30 лет после борьбы и победы над «Чёрной кошкой».

Детектив «Лекарство против страха» был запущен в производство Свердловской киностудией в начале 1978 года. Съёмками руководил режиссёр Альберт Мкртчян («Земля Санникова», 1973). Роль генерала милиции, начальника МУРа Шарапова исполнил актёр Георгий Жжёнов. Премьера картины состоялась 6 ноября 1978 и вскоре стала одной из кассовых в прокате.

Как Синичкина «Аблигацией» стала
23-летняя Лариса Удовиченко должна была играть роль подруги Шарапова – младшего лейтенанта Варю Синичкину. Актрису нарядили в милицейскую форму. Вдруг за час до съёмки она подошла к Говорухину и заявила, что: «правильную милиционерку» играть не будет, дескать, «пресно и скучно». Режиссёр слегка оторопел от такого нахальства: «А кого бы ты хотела сыграть?». «Маньку Облигацию», – не моргнув глазом, сказала Лариса. «Да ты с ума сошла! – возмутился Говорухин. – Посмотри на свою внешность – милая, наивная девушка – какая же из тебя маруха-проститутка?». И даже фотопробы не дал сделать. Главной же претенденткой на роль Маньки была Любовь Полищук. Но слишком красивая Люба не устроила худсовет студии.

Поскольку на роль «шикарной шмары», несмотря на то, что съёмки были уже в полном разгаре, подходящей актрисы так и не было найдено, Говорухин решил рискнуть. Из Одессы Удовиченко получила телеграмму: «Утверждена на роль Маньки Облигации без проб». По приезду актрисы к месту съёмок режиссёр всё же принялся снимать кинопробу. Удовиченко в пёстром платье и с перманентом на голове сидела за столом и с трудом водила по бумаге непривычным пером чернильной ручки, рядом стоял Высоцкий. «Владимир Семёнович, а как правильно писать: «аблигация», или «облигация?». Съёмочная группа грохнула от смеха. Актриса не знала, как писать слово, почти вышедшее из употребления. Говорухин решил оставить эту забавную находку в фильме.

А на роль Синичкиной утвердили Наталью Данилову («Комедия ошибок», 1978).

Фокс-2 и вкусная «кровь»
Матёрый бандит Фокс появился в фильме поначалу в облике актёра Бориса Химичева (см. фото). Говорухин, отсматривая готовый материал, вдруг понял, что Фокс Химичева – слишком «современный». Выручил Высоцкий – предложил кандидатуру своего давнего приятеля Александра Белявского.

Первый эпизод с его участием назывался «Допрос у Шарапова». Актёру в гримёрке нарисовали царапины на лице. Можно было идти репетировать в павильон. Белявский посмотрелся в зеркало, но Фокса, по его признанию, не увидел. Лицо явно надо было «менять». Тогда он взял кусочек ваты под щёку и сделал «опухоль», полученную бандитом от удара при его захвате оперативниками. Рядом женщины-гримёрши пили чай с вишнёвым вареньем. Белявский, недолго думая обмакнул ещё один кусок ваты в варенье и засунул в рот, надавил языком на ватку, в уголке рта выступила «кровь». Довольный находкой актёр так и начал съёмку. В нужный момент пустил вкусную «кровь», дотронулся пальцем. Поскольку Фокс – бандит с эстетскими замашками, о свой офицерский френч вытираться бы не стал. Актёр, недолго думая, взял и об стол следователя со смаком вытер пальцы. Это не репетировалось, не искалось.

Курьёзный факт. После выхода картины Белявского не раз узнавали настоящие урки, интересовались: «Недавно откинулся? На какой зоне срок мотал?». Актёр отпирался. Бывшие и «действующие» зэки не верили и всегда припоминали, как он кровь об стол следователя вытирал…

Друзья в кадре, а за кадром…
Жеглов и Шарапов. Неразлучная пара друзей-муровцев на экране. За кадром дело обстояло далеко не гладко. Высоцкий половину своего времени тратил на то, чтобы его соратник ходил, разговаривал, действовал именно так, как хотелось Владимиру Семёновичу. Актёр скрипел зубами, но внимал въедливому учителю. Первые отснятые эпизоды с участием Конкина не понравились никому. Фраза, сказанная Говорухиным: «Володя, ты меня предаёшь! Я пробил тебе эту роль, а у нас ничего не получается…» сразила актёра наповал. Он стал паковать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов (Левченко). Он вызвался проводить Конкина до вокзала, прихватил с собой сценарий. На привокзальной площади, возле памятника Марксу и Ленину, Павлов забрался на пьедестал и, обнимая то одного, то другого революционного деятеля, стал читать сценарий. Потом приволок умиравшего от смеха Владимира обратно в гостиницу, они распили бутылку сухого вина, и наутро бывший Павка Корчагин окончательно превратился в муровца Шарапова.
Осенью 1979 года группа переехала из Одессы в Москву…

Смерть пронеслась в полста метрах от камеры. «В кадре» – все свои. «Горбатые» страдания. «Ваш Жеглов похож на урку…». Укушение оперативника. Когда «Лёля» круче Родины и Сталина. Борьба Говорухина с Москвой. Постановление главы Гостелерадио СССР: смерть запрещаю! Об этом и не только в третьей «серии» нашего рассказа через неделю.

Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№48 (1480) // 29.11.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net