Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Объёмные мультики
Объёмные мультики
Часть I


Особый интерес у зрителей VI Забайкальского международного кинофестиваля вызвал конкурсный полнометражный кукольный мультфильм-драма «Жизнь Кабачка» (Франция, Швейцария). Уж что-что, а мультики мы любим. И в формате 3D – особенно. Сегодня главным их поставщиком являются США и отчасти Великобритания. Однако вся эта, считающаяся ультрасовременной, 3D-анимация, родилась давным-давно и вовсе не за океаном, а у нас, в России. Ровно 105 лет назад.

Скромный кинофанат
В тихом уездном городе российской империи Ковно (ныне Каунас) в 1909 году в местном краеведческом музее работал скромный молодой господин 27 лет Владислав Александрович Старевич. Страстно увлекался фотографией и энтомологией: изучал, препарировал, классифицировал, коллекционировал и даже искусно моделировал всяческую насекомью живность. А ещё он очень любил французские трюковые фильмы отца кинофантастики Жоржа Мельеса: «Путешествие на Луну», «Завоевание Северного полюса», «Путешествие через невозможное» и т.д., что в конце концов перевернуло жизнь музейного работника.

Однажды после киносеанса Владислав ворвался в дом ураганом: если можно с помощью синематографа забросить человека в космос или на полюс с ледяными фантастическими чудищами, то почему бы… Решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат и будет снимать картины из жизни своих любимых насекомых.

Поверивший «спятившему»
Старевич отбыл в Москву, где первым делом встретился с представителем знаменитой французской кинофирмы «Братья Пате». «Хотите снимать фильму про жуков? – поинтересовался представитель фирмы и откровенно захохотал. – Вы что, спятили, молодой человек! Это же нереально!». То же повторилось, когда Владислав пришёл в представительство известной французской компании «Гомон» (кинофирма продолжает успешно функционировать и в нашем веке).

Отчаявшись добиться поддержки у иностранцев, Владислав обратился к соотечественнику. Что увидел легендарный русский кинопромышленник и режиссёр Александр Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, но только после их разговора Старевич вернулся в Ковно со съёмочным аппаратом, плёнкой и договором на съёмку первой картины.

Попробовав силы в создании обычных коротеньких фильмов о насекомых и земноводных: «Жук-олень», «Жизнь стрекоз», «Жуки-скарабеи» (к сожалению, почти ни один не сохранился), которые бы сейчас назвали научно-популярными, начинающий кинематографист приступил к главному.

Большая русская мультсенсация
В сентябре 1912 года провинциал Старевич привёз в Москву сенсацию, о которой вскоре заговорил весь мир. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» – мелодрама-комедия, где все роли – старого мужа-короля Цервуса, его жены, молодой красавицы, королевы Люканиды и её возлюбленного рыцаря и графа Героса – исполняли… жуки! Настоящие! Зрители были в шоке. Сюжет киноленты выстраивался как трагический любовный треугольник, но автор несколько перестарался, да так, что получилась пародия на водевильные и опереточные страсти, причём настолько остроумная, что даже в самых трогательных сценах зрители не плакали, а безудержно хохотали.

За приобретение «Люканиды» Старевича едва ли не дрались все кинокомпании мира, включая недавно его отвергших «Патэ» и «Гомон». Картина была настолько популярной, что не сходила с киноэкранов мира аж до середины 1920-х. После 1917-го в нашей стране «Люканида» стала называться «Куртизанка на троне».

Особый ажиотаж вызывали актёры-насекомые, которые вообще не поддаются дрессировке, не говоря уже съёмках в кино. Старевича допекали не только зрители и киношники, но даже учёные, пытаясь понять, в чём секрет «управления» жуками. Однако русский мастер не желал открывать тайну ни за какие деньги.

«Бастуют» рогатые
Открытие «актёрских» наклонностей у насекомых началось за два года до премьеры, в 1910 году, когда Старевич для «Прекрасной Люканиды», которая по первоначальному замыслу должна была быть научно-популярной, хотел снять схватку жуков-рогачей, которую однажды увидел в лесу. Зрелище на большом экране обещало быть впечатляющим: жуткие рогатые монстры атакуют друг друга в борьбе за жучиху-даму Люканиду.

Старевич поймал драчунов, принёс домой. Приготовил на столе декорацию и дуговую лампу. Жуки сначала оцепенели от страха, но через минуту пришли в нормальное состояние и стали двигаться. Однако стоило включить свет, насекомые надолго замирали. «Бастовали…» – как говаривал сам начинающий мультрежиссёр. И так при каждой попытке включить лампу. Как же снимать? Задача была явно неразрешимой.

Как Старевич актёров-жуков «обучал»
Вот тогда Старевич вспомнил о своём давнем увлечении. Он препарировал жуков, затем приделал к лапкам тоненькие проволочки, прикрепил их воском к туловищу. Потом появились шарниры, которые могли поворачиваться в разные стороны и могли придавать героям самые причудливые позы. «Если снимать по одному кадрику и передвигать после каждого жука, то он «оживёт», – справедливо предположил Старевич и сделал пробу. После проявки плёнки режиссёр несколько минут, по его словам, «был в ступоре» – жуки действительно ожили.

Первые в мире
Режиссёр за несколько минут придумал сценарий новой «Люканиды» и приступил к изматывающей работе. Так в России в 1910 году начались съёмки первого в мире объёмного (кукольного) мультипликационного фильма и родоначальника всей современной 3D-анимации.

После успеха «Люканиды» Ханжонков распорядился пристроить к квартире Старевича небольшой съёмочный павильон. Режиссёр пропадал там дни и ночи, и вскоре на свет появились ещё более эффектные «Месть кинооператора», «Рождество обитателей леса» и «Авиационная неделя насекомых».

Стрекоза и муравей и… Николай II-й
А в 1913 году на экраны вышел фильм «Стрекоза и Муравей», который был признан шедевром мировой мультипликации, чем многократно умножил славу русского гения. Интересно, что после «Люканиды» Старевич отказался от использования препарированных насекомых, а начал снимать их точные копии, которые изготавливал с соблюдением мельчайших «деталей», сам. На экране же всё было реальным.

Фильм вызвал всеобщий восторг у зрителей, с него было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне игрового кино того времени. Главную героиню мультика исполнял кузнечик.

Сам царь Николай II закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Многие всерьёз думали, что Старевич собирал мертвых животных и снимал их. Совершенно невозможно было отличить искусные поделки от реальных насекомых. Всё двигалось и жило, движения и пластика кукольных героев ничуть не уступали поведению живых героев, а порой даже и превосходили их.

Куклы живые?!
После «жучиной» серии Старевич шагнул дальше и взялся за съёмки мультфильмов с участием новых персонажей: кукол людей и животных, причём последних мастер изготавливал настолько реальными, что на экране нередко создавалась иллюзия, что «актёры» действительно живые! Зрелище бывало даже несколько жутковатым.

Великий Рейнеке-лис
После революции 1917 года Владислав Александрович покинул Россию, перебрался в Италию, а затем поселился во Франции. Он стал единственным эмигрантом-кинематографистом, которому французы сразу предоставили студию и заключили несколько выгодных контрактов. За границей режиссёр снял более двух десятков мультфильмов. Одним из шедевров этого периода стал опять же первый в мире полнометражный кукольный фильм «Рейнеке-Лис», который Старевич снимал на протяжении четырёх лет с 1926 по 1930 год. Поскольку картина снималась в немой версии, выпускать её в прокат, когда кинематограф «заговорил», стало невозможно.

Фильм был озвучен спустя восемь лет на немецком языке по заказу Германии, правительство которой было заинтересовано в появлении своеобразной экранизации «народной поэмы» Гёте, и выпущен в прокат. В 1941 году фильм был также выпущен на экраны на французском языке. «Рейнеке-Лис» принёс Старевичу восемь международных премий.

«…Он обогнал всех… на несколько десятилетий!»
Масса медалей, призов, почётных дипломов за работы Старевича (в общей сложности мастер снял более полусотни мультфильмов) ярко иллюстрировали слова короля рисованной мультипликации Уолта Диснея, который сказал о нём: «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий».

И он был прав. Всё то, что мы, восхищаясь, смотрим сегодня в 3D, – наследие русского гения Владислава Александровича Старевича.

Аналогов в мире нет: история новой русской легенды и мультсенсации – живой актёр и живые куклы. Когда эклер не пирожное, а… Любимый мультфильм культового ультрасовременного японского аниматора – советского производства! Почему? Настоящая (без шуток), великая тайна золотой классики мультипликации СССР. Об этих и других мультинтересностях – в следующей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№38 (1470) // 20.09.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net