Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «28 панфиловцев»
«28 панфиловцев»
Правда о подвиге и фильме


Холодное 16 ноября 1941-го. Подмосковье. Белый, адски-горячий снег разъезда Дубосеково, кипящий под огнём полусотни зловещих железных крестонесущих машин, более тысячи голов врага, рвущихся к Москве. Против – горстка героев. Всего 28. Плохо вооружённых, но с яростной решимостью остановить супостата. 24 ноября в сотнях кинотеатров страны, в том числе и нашего «Удокана», нам предстоит уйти во время героев – увидеть воочию легендарное сражение в новой картине «28 панфиловцев».

Мечта детства
История появления совместного кинопроизведения сценариста, продюсера, режиссёра Андрея Шальопа и его коллеги Кима Дружинина была непростой. Один только её «хронометраж» длился более шести лет. Это почти беспрецедентно для современного российского кинематографа, стремящегося как можно быстрей «отбить» вложенные в производство деньги и получить барыш с проката.

С детства ленинградец Андрей Шальопа (1972 г.р.) любил смотреть фильмы о войне и обожал школьные уроки истории по этой теме, которой уделялось в то время немало часов. Особенно поразил мальчишку подвиг 28 панфиловцев. Видел он и фильмы «Горячий снег», «Волоколамское шоссе», «Освобождение», «Аты-баты, шли солдаты» и немало других, в которых действовали герои – как сами панфиловцы, так и другие мужественные советские парни, вставшие на пути вражеских танков. (В эпопее Ю. Озерова «Освобождение» подвигу панфиловцев был посвящён специальный эпизод). «Почему никто не снимет фильма именно о них, 28 героях?» – почти возмущался Андрей, а потом начал мечтать, как он бы снял такой фильм.

Спустя годы, сменив несколько профессий и став режиссёром, дебютировавшим в 2008 году совместно с Кимом Дружининым фильмом ужасов с элементами комедии «Поймать ведьму», Андрей решил осуществить давнюю мечту. Помимо всего ему всегда нравилось и поражало противостояние, начатое ещё легендарными античными воинами – тремя сотнями спартанцев: нас мало, а их много, но они не пройдут. Подлинная героика, которой не хватает сегодня в российском кино. Уже на следующий год Андрей держал свой первый серьёзный сценарий – военную драму «28 панфиловцев».

Два режиссёра
Сценарий готов. Осталось снять фильм, для работы над которым Шальопа решил привлечь друга Кима Дружинина – режиссёра и актёра, с которым он успешно успел «половить» «Ведьму» в 2008-м. Однако перед соавторами встало непреодолимое препятствие, которое остановило в начале пути сотни перспективных авторских кинопроектов отечественного кинематографа – финансирование. Вернее, его отсутствие. Не теряющий надежды Шальопа обратился за господдержкой в министерство культуры, но без участия в специальных конкурсах сценариев это было тогда невозможно. Да и конкурсов тогда не было. Тогда сценарист обратился с письмом к президенту. Автора направили во всё то же министерство культуры, а там: «Да, конечно мы знаем ваш проект. Вы молодец. Участвуйте в конкурсе». Конкурс так и не состоялся. Круг замкнулся.

Фильму – быть!
Закрыть проект о героях? Никогда! Авторы решили использовать последнее средство для спасения будущей картины – краудфандинг (в переводе с английского – народное финансирование). Шальопа и Дружинин обратились к народу через Интернет с просьбой поддержать патриотический проект, изначальная сумма которого на 2010 год составляла 60 млн рублей. Вскоре стараниями тысяч неравнодушных россиян было набрано свыше 3 млн рублей. Финансы для запуска крупного фильма с демонстрацией сражений, боевой техники, вооружений, массы пиротехники, военной формы и т.д. небольшие, но и они дали возможность начать работу.

Авторы тщательно изучали самую разную информацию – как окапывались роты, какие приёмы ведения боя применяли, как выглядел ландшафт, как квартировался полк. Пересмотрели множество архивных материалов, фотографий, военной хроники. Встречались с ветеранами, а также с внучкой генерала Ивана Панфилова – Айгуль Байкадамовой, по мнению которой, в работе над фильмом обязательно должны участвовать казахи, которые были среди панфиловцев (герои представляли собой шесть национальностей), тем более что 316-я стрелковая дивизия, куда входила 4-я рота, был сформирована в Алма-Ате. Помимо этого, по её мнению, в фильме надо было «извиниться» перед героями, что сложили головы в битве под Дубосеково 16 ноября, поскольку кроме легендарных 28 погибли и десятки других героев.

Подготовительная работа над проектом длилась почти четыре года, поскольку финансирование с использованием краудфандинга было неравномерным. К осени 2013-го накопилась сумма свыше 30 миллионов. Начались съёмки.

И никаких женщин
4 октября на базе второй по величине после «Мосфильма» киностудии страны «Ленфильм» началась съёмки поистине народной картины, которую впервые в истории российского кино финансировал сам народ.

В команду вошло более сотни человек. Образы панфиловцев было доверено воплощать не только профессиональным актёрам, но и «волонтёрам». Участия российских кино- и телезвёзд авторы фильма не планировали: мало кто подходил по типажу, многие «звёзды» порядком поднадоели зрителям, могли просить немалый гонорар…

Есть в «28 панфиловцах» особенность: в картине нет ни одной женской роли. Связано это отчасти с тем, что авторы изначально отказались от набившего оскомину штампа – непременной любовной линии. Всё происходящее на экране полностью сосредоточено на подвиге советских солдат.

Начало: деньги, локации, снег
Основная часть съёмок пришлась на зиму 2014-15 года. К этому времени проект выиграл грант в минкульте РФ на 30 млн рублей. Вскоре и минкульт Казахстана выделил порядка 287 тыс. долларов. Авторы картины могли спокойно вздохнуть.

Ландшафты – копии пейзажей мест возле Дубосеково, где 16 ноября 1941 шла схватка панфиловцев с танками и живой силой гитлеровцев, нашлись в Ленинградской области – возле Лодейного поля и неподалёку от деревни Агалатово, а также под городом Иваново. В этих местах всегда выпадает много снега. Поначалу так оно и было, но вскоре природа «забастовала», и осадки вдруг перестали выпадать. Остаться русской зимой без снега! Пришлось покупать искусственный.

Пушечный реализм
Андрей Шальопа изначально запланировал делать картину в стиле лучших образцов советских фильмов о войне – несмотря на все достижения современных компьютерных спецэффектов, снимать по возможности максимальное число сцен вживую, использовать вместо компьютера старые добрые комбинированные съёмки. Что и было сделано. Это усложнило работу, но реализм происходящего в кадре стоил того.

Исключение составили, пожалуй, только зелёные рир-экраны, что присутствуют ныне на съёмках каждого зрелищного фильма. Впрочем, и в советском кинематографе для комбинированных кадров вовсю использовались подобные экраны, изображение на которых вместо компьютера во время съёмки сразу проецировалось кинопроектором.

Что касается военной техники в кадре, то и здесь хватало реализма. Взять те же 45-миллимитеровые противотанковые орудия. В фильме они настоящие – одну пушку для съёмок выделил Военно-технический музей в Черноголовке, другую – питерский меценат и коллекционер Олег Титберия. Орудия были недействующие, но киношники «научили» их лихо стрелять. Тут пригодился опыт советских кинематографистов.

Танки и секретные съёмки
Специально для фильма была построена полномасштабная, на собственном ходу, модель – точная копия немецкого танка Panzerkampfwagen IV («Панцеркампфваген IV»), он же PzKpfw IV (в СССР был известен как T-IV) – одного из тех 50-ти, что атаковали панфиловцев. Для съёмок целого ряда комбинированных кадров были использованы идеально точные копии – радиоуправляемые модели вражеских боевых машин T-IV и T-III. Создатели фильма сделали всё, чтобы избежать ошибок во всех их деталях. Некоторые съёмки, связанные с атакой смертоносных машин 11-й танковой дивизии генерала-полковника Эриха Гепнера против горстки героев-панфиловцев, были вообще засекречены. Проводились в одном из самых больших павильонов «Ленфильма» среди сотен квадратных метров, покрытых бутафорским снегом – смесью килограммов соли, талька, мела и соды. Модели танков показывать было также строжайше запрещено, как и технологию съёмок. Поэтому в павильон никто, включая актёров, не допускался. Только режиссёры, оператор с помощником и осветитель.

…Основная работа над фильмом «28 панфиловцев» завершилась осенью 2015 года. Первый трейлер картины вышел в Интернете 15 ноября и в считанные часы набрал свыше 300 тысяч просмотров. 27 мая 2016-го была объявлена дата официальной премьеры – 24 ноября. И вот – они на экране. 28… 140… 1000… Миллионы героев Великой Отечественной, известных и безымянных, шагнувших за Победой в бессмертие сквозь огонь и железо. Их подвиг с нами, как и наша Победа.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссер, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№47 (1417) // 23.11.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net