Став технологической цивилизацией, человечество окончательно «подсело» на иглу глобального «наркотика» – углеводороды. В тайге, в болотах, в степи, в пустыне, подо льдами, на дне океана люди качают «чёрное золото» и находят «чёрную смерть» в виде технологических катастроф. Сегодня об одной из них. Она произошла шесть лет назад – одна из самых масштабных в истории. И она вновь произойдёт завтра, 29 сентября, в «Удокане» в «документальном» блокбастере-катастрофе «Глубоководный горизонт».
Нефть, «бочка», платформа
Нефть (из тур. «neft», от персидск. «нефт», она же petroleum) – природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Цвет: обычно чёрный, бывает буро-коричневым, светло-жёлтым и даже насыщено-зелёным или вообще бесцветным. Имеет специфический запах, варьирующийся от лёгкого и очень приятного до тяжёлого и очень неприятного. Сырая нефть по плотности бывает: лёгкой, средней и тяжёлой, как жидкой, так и едва текущим плотным веществом… Добытую нефть на мировом рынке измеряют в баррелях («бочках»). Один баррель равен 158,988 литрам. Добывается посредством бурения скважин как на суше, так и в акватории океана (либо других водоёмов) при помощи специальных морских буровых судов и платформ.
Одно морское месторождение может выдать за один день 250 тысяч баррелей нефти-сырца. Этого достаточно, чтобы наполнить бензобаки 2,5 миллионов автомашин.
На постройку новой нефтяной платформы необходимо 4 года и 500 миллионов долларов.
Одна буровая платформа ежедневно добывает нефти на 4 миллиона «зелёных».
На сегодня в мировом океане действует 100 разведывательных морских буровых платформ, ряд из которых способны пробуривать скважины свыше 10 000 метров. До 20 апреля 2010 года одной из них была Deepwater Horizon с экипажем-бригадой в 126 человек.
Платформа Deepwater Horizon
Она была построена для сверхглубокого бурения южно-корейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries и спущена на воду в конце февраля 2001 года. К июлю её взяла в аренду нефтегазовая компания ВР – «Бритиш Петролеум» (вторая в мире по величине компания, занимающаяся торговлей и добычей нефте-углеводородов) и отбуксировала к месту эксплуатации в Мексиканский залив.
В феврале 2010 года на месторождении Макондо платформа Deepwater Horizon приступила к бурению скважины на глубине 1500 метров. Вскоре нефть была обнаружена. Бур был вынут и, чтобы нефть не вытекала в море, скважину на дне, как это и полагается, запечатали «превентором» (от лат. Praevenio – предупреждаю) – особой «пробкой-втулкой» высотой 15 метров, весом в 27 тонн и специальными контрольными приборами, связанными с пультом управления всего этого сооружения. Для дополнительной герметизации пространство вокруг скважины цементируется и опрессовывается под давлением специальным цементом. Добыча «чёрного золота» началась с интенсивностью 8000 баррелей в сутки.
Накануне ада
В этот раз у Deepwater Horizon появился ряд проблем, ставших фатальными. Среди них: низкое качество цемента для герметизации скважины (нефтедобытчики-«фирмачи» экономили), его марка (использовали цемент, насыщенный азотом, отлично схватывающийся за определённое время со скальными породами, но требующий чрезвычайно внимательного обращения). В не успевший окончательно застыть цемент проникли пузырьки газа из воды и образовали крохотные каналы, по которым в скважину могли проникать нефть, углеводороды, вода. Наконец, сам превентор оказался новым опытным образцом и был почти в нерабочем состоянии (зато дёшево достался компании ВР). (На прилагающейся фотоиллюстрации можно увидеть, что представлял собой превентор Deepwater Horizon).
В результате в буровую колонну начал просачиваться газ и конденсат. Появились скачки внутреннего давления в скважине. К вечеру 20 апреля операторы компании ВР умудрились неверно истолковать результаты измерений давления в скважине при её проверке на герметичность. Далее в течение 40 минут специалисты даже не замечали, что из скважины «хлещет» невидимый поток углеводородов. В первую очередь метан и отчасти пропан. Газовый «коктейль» через систему вентиляции распространился по всей буровой платформе. Активно смешиваясь с воздухом, он образовал взрывчатую смесь.
В 21 час 47 минут…
…местного времени мониторы в операторской аппаратной платформы показали существенный скачок давления, а затем, глубоко под водой, взрыв скважины. Аварийная система отключения всех двигателей буровой, которые работали на всю мощность, не сработала. Через дефектный превентор под давлением на платформу устремилась смерть. А через три минуты из бурильной колонны вылетело нечто гигантское, кипящее, вспененное из бурового раствора, метана, пропана, нефти и воды. 70-метровый столб «нечто» завис над всей платформой размером более чем в два футбольных поля. Под столбом вспыхнуло мертвенно-зелёным, а затем жёлто-красным светом и…
Трагическая новость
Менее чем через полчаса, 20 апреля 2010 года, информационные агентства мира облетела новость: «В Мексиканском заливе, в 80 километрах от побережья штата Луизиана, США, в 22 часа по местному времени, на одной из крупнейших нефтедобывающих платформ «Глубоководный горизонт», произошёл сильный взрыв и последующий пожар. Есть раненые, погибшие и пропавшие без вести. К месту аварии отправлены противопожарные суда и отряды спасателей. Пострадавших эвакуируют вертолётами… Район бедствия сильно задымлён».
В аду
В первых сообщениях не говорилось о том, как там происходила борьба за выживание. Ревел сигнал бедствия: «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». На платформе было 126 человек персонала и рабочих. В первую минуту после взрыва их стало на шестеро меньше – двое инженеров, пытающихся заблокировать работу дизелей, сгорело мгновенно, за ними ещё четверо специалистов в нижних помещениях платформы.
На самой платформе разворачивалась трагедия. Иные ударились в панику, жестоко боролись за право попасть в спасательные шлюпки, которых на платформе всего две, и кричали, что пора их спускать, другие требовали с кулаками подождать отстающих, третьи в страхе сгореть заживо бросались с высоты 25 метров (десятиэтажный дом) в воду. Кто-то впал в состояние шока и полной прострации, но нашлись и те, кто не уповал на спасателей, которым требовалось время, чтобы достичь места аварии, отважно приняли вызов и вступили в яростную схватку со смертью, спасая своих более слабых коллег и раненых.
Платформа горела в почти 40 часов! Чёрный дым, беснуясь, поднялся на три километра в атмосферу. Подоспевшая через некоторое время после взрыва флотилия пожарных судов (шесть бортов) так и не смогла окончательно справиться с огненным адом, бушевавшем на платформе, и 22 апреля она затонула на глубине полутора километров. Но ужас продолжался – даже из-под воды в небо рвалась бушующим пламенем порождённая человеком преисподняя. 115 человек «Глубоководного горизонта» были спасены, 17 из них получили поражения различной тяжести. В огненном нефтяном аду осталось навсегда 11.
А далее началась ещё более страшная катастрофа. Экологическая. Но она осталась «за кадром» фильма, о котором пойдёт речь ниже.
«Нефтеядерная» катастрофа
Взрыв, сопровождаемый густым дымом (поднялся на высоту более 3000 метров!), был виден за многие километры. По описанию одного из служащих береговой охраны США, он представлял собой едва ли не копию характерного грибовидного облака, которое возникает после подрыва ядерного боезаряда. В воды Мексиканского залива из разорвавшейся скважины хлынула сырая нефть. За сутки её вытекало порядка 5000 баррелей. Вот тогда и началась подлинная катастрофа. Экологическая. Принёсшая в скором времени смерть тысячам морских (и не только) животных, птиц, земноводных, рыб. Удушившая подводную флору и фауну на сотни тысяч квадратных километров. Приведшая к заражению не только большой части акватории залива, но и его прибрежной полосы (включая пляжи, реки и даже озёра).
Опасная «нефтерадиация» покрывает всё, к чему ни прикоснётся, ядовитой плёнкой, отравляя на десятки (и даже сотни) лет почву и воду. К примеру, выловленную даже в слабо заражённой нефтью воде рыбу уже ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Ещё пример: если в пресную воду попадёт хотя бы 0,0005 мг/л нефти (или её производной – бензина), из-за неприятного запаха её невозможно будет пить. Всего один литр бензина может полностью сделать непригодным для употребления 20 тысяч кубометров воды.
Попытки остановить утечку «чёрной смерти» из повреждённой скважины начались сразу, как затонул «Глубоководный горизонт». Но только спустя пять месяцев после аварии, после целого ряда неудачных решений и ценой жизни двоих специалистов, 18 сентября повреждённая скважина на глубине 1500 метров посредством закачки в неё цемента и полной герметизации была остановлена.
Против «чёрной смерти»
За это время в залив вытекло более 5 миллионов (или 795 миллионов литров!) баррелей «чёрной смерти». Гигантское нефтяное пятно диаметром почти тысячу километров и площадью в 75 тысяч квадратных километров было отлично видно даже из космоса. Некоторые его шлейфы уходили на глубину более тысячи метров.
С дрейфующей смертью боролись всеми способами: боновыми заграждениями, распылением диспергентов (особые вещества-пластификаторы «разбивающие» нефтяную плёнку), контролируемым сжиганием (441 сжигание, каждое продолжалось от 7 минут до нескольких часов, в зависимости от размеров нефтяного пятна), распылением искусственно выведенных бактерий-деструкторов (пожирают нефть) и обычным механическим сбором нефти при помощи специальных судов – скиммеров. Лишь к 9 ноября 2011 года было объявлено, что 90% побережья Мексиканского залива очищено.
Ответчик – капитализм
Виновниками гибели «Глубоководного горизонта», 11 человек её персонала и последующей экологической катастрофы явились компании: Transocean Ltd. (собственник платформы), Halliburton (подрядная организация, проводившая глубоководное цементирование скважины), но прежде всего ВР. «Бритиш Петролеум», как типичный продукт капиталистического мира, стремящаяся во что бы то ни стало извлечь максимум дохода, при минимуме затрат, просто сэкономила на расходах по разработке скважины, ради чего пренебрегла рядом норм по безопасности её обслуживания и эксплуатации. Результат был предсказуем.
«Газетный» сценарий
Вскоре после аварии на «Глубоководном горизонте» в еженедельнике «The New York Times» была опубликована большая статья Дэвида Барстоу и Лэвида С. Роде «Последние часы Deepwater Horizon» о трагических событиях на нефтяной платформе. 8 марта 2011 года произошло довольно редкое (если не уникальное) явление для кинематографа США – кинокомпаниями Summit Entertainment, Participant Media и Imagenation были куплены права на экранизацию статьи в газете! (В этом деле американцы оказались не первыми – ещё в СССР газетные и журнальные статьи и даже заметки экранизировались. Порой с большим успехом. Пример: «Кавказская пленница» Л. Гайдая, «Берегись автомобиля» Э. Рязанова.).
Летом 2014 года был написан сценарий фильма, в который было вложено порядка 156 млн долларов, и он обрёл ранг «блокбастера». Режиссёром проекта стал Питер Берг, знающий толк, как в «простых» зрелищных картинах («Хэнкок», 2008), так и в «морских» («Морской бой», 2012). На главные роли отважных американских работяг были приглашены Марк Уолберг («Идеальный шторм, «Маск Пэйн»), Курт Рассел («Нечто», «Побег из Нью-Йорка»), Джон Малкович («Воздушная тюрьма», «РЭД»), Дилан О’Брайен («Бегущий в лабиринте»).
Прежде чем приступить к съёмкам, актёры прошли основную часть спецкурсов по подготовке пожарных, специализирующихся на тушении объектов, содержащих нефтепродукты, участвовали в нескольких учениях и даже выезжали на тушение реального возгорания. О сюжетной основе фильма, созданного на реальных событиях говорить нет смысла, тем более, когда вы, уважаемые друзья уже в курсе этих событий.
Начиная с 29 сентября всем добро пожаловать к экрану «Удокана» – в море, нефть, газ и огненный ад «Глубоководного горизонта»!
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№38 (1418) // 21.09.2016 г.
0 комментариев